Фильм Восход тьмы
Описание фильма Восход тьмы
В день своего 11-летия мальчик узнает, что он Искатель Знака и последний из общества Бессмертных, которые посвятили свою жизнь борьбе с силами Тьмы. Разгадав тайный смысл нескольких знаков и библейских дат, мальчик также узнает, что будущее всего мира в его руках. Подробнее
ильм THE SEEKER: THE DARK IS RISING (Восход тьмы) по книге Сьюзан Купер, которая принесла ей признание критиков и награду Ньюбери, повествует о Уилле Стэнтоне, молодом человеке, который узнает, что он последний из воинов, посвятивших свою жизнь борьбе с силами Тьмы. Путешествуя через века, Уилл разгадывает тайны, что приводит его к столкновению с непреодолимой властью зла. Когда темные силы набирают свою мощь, только Уилл сможет определить будущее мира.
"Восход тьмы" произведен на студиях "Walden Media" (Уолден Медиа) и "Twentieth Century Fox" (Двадцатый век Фокс), которая организует национальную премьеру 5 октября 2007 года. Режиссер фильма: Дэвид Л. Каннингем (Дорога к 11-му сентября); продюсер: Марк Платт (Блондинка в Законе); сценарий Джона Ходжа (На игле). Сюжет фильма основан на книге Сьюзан Купер.
СЮЖЕТ
Семья Стэнтонов меняет привычную комфортную жизнь в Америке и переезжает в маленький английский городок. Но они не догадываются о том, что несколько столетий назад здесь когда-то жили их предки. Младший сын, Уилл Стэнтон (Александр Людвиг), который только начинает привыкать к новой школе и пытается найти общий язык с задиристыми одноклассниками, помимо своей воли оказывается втянут в самую гущу ожесточенного сражения между воинами света и тьмы.
Уилл узнает о том, что он последний из клана воинов, так называемых Старейших, предводителями которых являются Мерриман (Ян МакШейн) и мисс Грейторн (Френсис Конрой). Они берут Уилла под свою опеку и во время путешествия помогают ему обрести сверхъестественные силы и найти элементы, скрытые во времени, чтобы восстановить равновесие света и тьмы.
Мисс Грейторн объясняет Уиллу, что он является «частью того, что ему было предначертано судьбой. Мы, Старейшие, служим Свету. Всадник служит Тьме. Свет создает, Тьма разрушает. Тебе суждено стать Искателем Уилл, тьма наступает. Именно тебе предстоит вернуть силу Света». Она говорит, что его чувство отчуждения, смешанное с "дежа вю", было задумано изначально. «Ты избранный, Уилл, единственный из рода Стэнтонов, который вернулся сюда. Седьмой сын седьмого сына».
Отправляясь в опасное путешествие, Уилл использует свою способность передвигаться во времени, заставляет предметы летать и проявляет нечеловеческие возможности в борьбе со злом, наследником которого на земле является таинственный Всадник (Кристофер Экклстон). Когда Всадник пытается погрузить все вокруг в холод и мрак, ради спасения мира Уилл сражается с самим собой и той огромной темной силой, которая пытается его уничтожить. Несмотря на то, что он сомневается в себе и своих способностях, Старейшие всегда готовы поддержать его: «Даже маленький лучик света сияет в темноте».
АДАПТАЦИЯ КЛАССИКИ
«Я увлекся книгами Сьюзан Купер из серии The Dark Is Rising (Восход Тьмы) много лет назад», – говорит Платт. «На самом деле мы были очень дружны с Сьюзан и ее прежним соавтором – великим актером и писателем Хьюмом Кронином, которого уже нет с нами. Поэтому я постоянно думал о том, как можно экранизировать эту историю. И однажды, года два назад, я нашел повод позвонить Сьюзан, пожелать доброго здоровья и узнать, как она поживает.
Я спросил ее, как бы между прочим: «Сьюзан, а что с правом на серию "Восход тьмы"? Я слышал, что уже несколько лет ведутся разговоры насчет съемок фильма». Она сказала: «Вот так совпадение, что ты позвонил сегодня, потому что срок передачи прав истекает именно сегодня». И я понял, что это моя судьба, что кто-то мне помогает. Мне всегда казалось, что это Хьюм Кронин, который как будто посмотрел откуда-то сверху и сказал: «Давай. Не упусти свой шанс».
Я простился с Сьюзан и сделал еще пару звонков. И буквально в течение недели я продал права на экранизацию книги "Восход тьмы" кинокомпании "Уолден". Такое ощущение, что во всем этом был божий промысел, и дело не только в главном герое, но и в том, как мы работали, чтобы перенести книгу на экран».
По мнению Платта, никто так не сумел бы адаптировать «литературное сокровище» Сьюзан Купер, как сценарист Джон Ходж. «С работами Джона Ходжа я знаком давно. Он создал сценарии к знаменитым картинам, в частности для великого режиссера Дэнни Бойла. Джону присуща доля юмора, но в его работах сквозят мрачные и острые ноты. Его стиль идеально подошел для концепции фильма "Восход тьмы", который будет интересен зрителям всех возрастов, но в то же время в истории много темных лабиринтов и появляется глубокое ощущение чего-то таинственного и неотвратимого. Это свойственно всем работам Джона. Он органично вошел в работу с данным материалом».
Миссия Искателя определенно является ключевым моментом для создателей ленты. Как и в романе-первоисточнике, в центре внимания масштабные сцены битвы со злом. Для Ходжа задача адаптации для большого экрана состояла в том, чтобы передать метафизику истории языком кино. «Книге присущ лирический и неспешный стиль, она не была написана в расчете на коммерческую выгоду, в отличие от нынешней детской литературы, так как многие авторы только и ждут, чтобы заполучить права на фильм. Поэтому книга не имеет, скажем, так, …..четкой структуры», – говорит Ходж. По его словам, самым важным моментом при создании оригинальной версии было передать на экране удовольствие от чтения книг Сьюзан Купер.
«Сначала мне казалось, что адаптировать историю будет непросто, – добавляет он, – потому что многое в книге похоже на плод воображения мальчика. Ведь когда переделываешь историю, обычно ищешь способ, как передать глубинные перипетии романа. Здесь пришлось изрядно потрудиться».
«По существу, это история о 14-летнем мальчике, Уилле Стэнтоне, который оказывается вовлеченным в вечную борьбу добра и зла, Света и Тьмы», – говорит сценарист Джон Ходж. «Он обнаруживает, что он не обычный подросток, а тот, кого называют Искателем, обладающим сверхъестественными возможностями, который должен суметь найти шесть элементов, в которых скрыта сила Света».
«В этом моменте истории, когда зло набирает мощь, он должен найти шесть элементов, восстановить силу Света и победить силы Тьмы, – продолжает он. – «Мне больше всего нравится, что это история о современном, реальном мальчике, у которого есть семья и который переживает период взросления. Для меня это было самым главным в книге. Ну а потом уж идея о том, что ему предстоит спасти мир», – смеется Ходж.
«Требования к сценарию и роману отличаются. В романе можно вместить гораздо больше, чем в сценарии. Все, что кажется лишним или повторяется, отметают», – говорит Ходж, который был врачом до того, как стал сценаристом. «В работе над сценарием я старался передать все как можно точнее, особенно в начале, чтобы были понятны отношения в семье и процесс, благодаря которому Уилл из обычного мальчика превращается в спасителя мира», – говорит Ходж.
«При адаптации любого литературного материала для экрана воображение должно быть максимально кинематографичным, ведь в любом случае некоторые вещи на письме выразить легче», – говорит продюсер Марк Платт. «Мы старались придерживаться концепции книг Сюзан и сохранить целостность ее произведений. Однако нам удалось перенести их в особый кинематографический мир, в котором зрители смогут побывать в 2007 году».
Есть одно отличие от книги, которое заключается в том, что Уилл Стэнтон американец, а не англичанин, и переехал с семьей в Англию. По словам режиссера, эта идея «человека, находящегося не своей стихии» должна придать больше драматизма. «В книге рассказывается об английской семье, которая живет в Англии», – говорит Каннингем, который сам объездил более 100 стран. «Меня интересует конфликт американской семьи, которая живет в Англии, с кинематографической точки зрения, что дает очередной повод поразмышлять о столкновении культур. Похоже, почти во всех фильмах-фэнтези есть идея о том, нужно непременно быть родом из Англии, чтобы с вами приключилась подобная история. Думаю, мы некоторым образом устраним данный пробел. Еще присутствует тот факт, что, Уиллу, как американцу, чужда окружающая культурная среда. Почему это происходит с ним? Если человек является чужаком, более естественным кажется то, что с ним происходят подобные вещи».
«Больше всего мне нравится в Уилле то, что в начале фильма он кажется неуверенным в себе. Мне интересно, как он меняется на протяжении картины. По-настоящему увлекают герои, у которых сложный характер, а не те, которые всегда одинаковы. Я вижу трансформацию, которая происходит с героем. Он больше узнает о себе и о том, что должен сделать в жизни».
«Джон Ходж проделал просто огромную работу, – говорит режиссер Дэвид Каннингем. «Он попытался адаптировать классические произведения Сьюзан Купер и сделал так, чтобы это было понятно сегодняшней публике. Он настоящий мастер. Я думаю, ему все удалось! Чтобы сделать кино, которое дети смогут действительно осмыслить, которым они смогут по-настоящему проникнуться, и в то же время передать дух книг Сьюзан Купер было непростой задачей. Но он справился с этим».
В конечном счете, создатели картины хотят, чтобы зрители насладились этой захватывающей историей об Искателе. Платт объясняет: «Хочется, чтобы они хорошо провели время, повеселились и совершили путешествие с Уиллом Стэнтоном и вместе с ним нашли элементы, которые, в конце концов, восстановят силу Света. После того, как герою это удается, он узнает многое о себе и раскрывается не только как всем известный Искатель, но и как Уилл Стэнтон».
«Думаю, что любая история, которая учит нас, как стать лучше, проявить себя, с каждым днем становиться увереннее, это хорошая история и в ней есть эмоциональные моменты, с которыми каждый из нас ассоциирует себя. Мне также очень хотелось бы, если зрителям фильм покажется интересным и увлекательным, чтобы они получили стимул к тому, чтобы в очередной раз открыть для себя великолепные книги Сьюзан Купер».
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ
«Знаете, у нас потрясающий актерский состав», – говорит Каннингем. «Кристофер Экклстон, Ян МакШейн, Фрэнсис Конрой, Джеймс Космо, Джим Пиддок... Мне очень повезло с актерами, все они добавляют яркости и объемности своим героям, что, надеюсь, создает порой неожиданные и напряженные моменты, во всем этом есть какая-то легкость и веселье. Поэтому для меня большая удача работать с каждым из них».
УИЛЛ СТЭНТОН
Подобрать актера на главную роль подростка, который спасает мир, было непросто. «Мы нашли Александра после долгих интенсивных поисков. В разных странах проводились кастинги молодых актеров в возрасте 13, 14, 15 лет», – говорит Каннингем.
«Важно, чтобы этот мальчик был узнаваем, понятен, похож на обычного ребенка, который в нестандартной ситуации внезапно раскрывается совсем с другой стороны. И мы нашли его. Когда просматривали пленку, там вдруг появился юный не знакомый нам прежде актер, Александр Людвиг. Все сразу стали спрашивать, откуда этот ребенок? Он был понятен. В нем не было никакой фальши».
«Он вел себя очень естественно. В нем есть какая-то живость, духовная чистота, что очень подходило герою. Мы взяли его. Когда он читал отрывок из сценария, у нас уже был Уилл Стэнтон, хоть мы это еще не осознавали».
«В Александре мне нравится его неопытность и реалистичность. Он такой, как есть, и в то же время может меняться и прислушиваться к советам. Это потрясающее сочетание. Он участвует почти во всех сценах фильма, в самых разных условиях, будь то грязь, вода, дождь или снег и тому подобное. Он справляется со всем и ему ужасно нравится».
Для Людвига роль стала осуществлением мечты. «Как только я начал читать сценарий, я понял, это мое», – говорит молодой актер. «Я был абсолютно уверен в этом. Еще в раннем детстве я хотел обладать сверхъестественной силой, это так круто. Я прочитал текст и влюбился в него, и мне очень сильно хотелось получить роль. Вы даже не представляете как сильно! Ни о какой другой роли я так не мечтал».
МЭГГИ БАРНС
Амелия Уорнер играет Мэгги Барнс, привлекательную девушку, которая ходит в одну школу с братьями Стэнтон и дружит с Уиллом и его семьей. «Она в каком-то смысле пытается сблизиться с семьей через одного из братьев и подобраться к Уиллу. Она притворяется милой очаровательной школьницей из реального мира, на самом деле она работает на Всадника. Ее послали, чтобы выманить элементы у Уилла», – говорит актер. «Как и в книге, она использует всевозможные уловки, … пытается влюбить его в себя, всегда находится рядом с ним, чтобы заполучить желаемое».
Уорнер с восторгом говорит об основной сцене с Уиллом, когда открывается истинная сущность ее героини. «Все было здорово, в воде было очень трудно. Я потеряла голос, потому что постоянно приходится кричать».
МАКС СТЭНТОН
Когда создатели фильма выбрали Грегори Смита на роль Макса Стэнтона, никто не знал, что молодой актер, известный зрителям по фильму "Эвервуд – город на холме", на самом деле вырос в том же городе, что и Александр Людвиг, который играет Уилла. «Верите или нет, я из Западного Ванкувера, это пригород Ванкувера, и Александр тоже оттуда», – говорит он. «Он живет примерно в миле от того дома, в котором рос я. Мы с его мамой ходили в одну начальную школу. Их семья ходит за покупками в тот же гастроном, где мой маленький брат работает упаковщиком. Как тесен мир».
Для Смита самым важным аспектом работы в фильме было чуткое руководство Дэвида Каннингема. «Это как поездка в парке развлечений – на "Волшебной Горе Шести Флагов" без ремня безопасности. Когда умираешь от страха. Никогда не знаешь, с какого ракурса подъедет камера или что произойдет в следующий момент. Там было пять камер, которые двигались по направлению друг к другу. Это держало в некотором напряжении, но все получилось очень естественно и органично, просто нужно было реагировать, импровизировать.
«С ним очень интересно работать. Он как будто видит все в своей голове, на гораздо более высоком уровне, чем остальные на съемочной площадке, и точно знает, как смонтировать нужные кадры, уловить момент, соединить все в одно целое и сделать так, чтобы это действительно было интересно смотреть».
МИСС ГРЕЙТОРН
На роль эксцентричной мисс Грейторн создатели фильма нашли подходящую актрису, Фрэнсис Конрой, которая была номинирована на премию Золотой Глобус. Фрэнсис Конрой – одна из тех неповторимых, своеобразных актрис, чьи героини слегка безбашенные, но все же запоминающиеся», – говорит Платт. «Подбирая актрису на роль мисс Грейторн, мы искали женщину, немножко сумасшедшую. Такую, которая вдруг может превратиться в воина, проявляет мудрость и силу, которая присуща этому персонажу. Фрэнсис подошла идеально, потому что со стороны ее поведение кажется нестандартным где-то странным, но она обладает внутренней силой и храбростью, которые проявляются в ее игре».
Героиня Конрой, мисс Грейторн, защищает и помогает Уиллу Стэнтону бороться против сил зла. «Мы ждали его появления целые столетия», – говорит Конрой. «Он последний из клана Старейших, который живет в теле ребенка».
Конрой положительно отзывается о работе с Людвигом: «Александр очень талантливый актер. Он полностью вошел в образ своего героя, Он настолько открытый и светлый человек, как и Уилл, что с ним всегда приятно находиться рядом и чувствовать его энергию. Это очень заразительно. Он замечательный».
«Дэвид Каннингем прекрасный человек», – говорит Конрой. «Он такой спокойный и добрый, всегда знаешь, что он внимательно наблюдает за тем, кто что делает. Всем уделяет внимание, и всегда ощущаешь его заботу. Сразу видно, что он знает, чего хочет. К тому же он любит посмеяться, это так здорово».
Самым захватывающим моментом для Конрой была сцена сражения. «Есть место, где я делаю сумасшедший поворот, выхватываю из трости меч и рассекаю птицу пополам. Это было что-то. Мой плащ струится, когда я делаю поворот в одну сторону, потом в другую. Хуже обстояло дело со сценой затопления. Я вся вымокла и была очень рада, когда все закончилось».
МЕРРИМАН ЛАЙОН
Ян МакШейн, более известный по роли Эла Сверенджена из фильма "Дедвуд" компании "HBO", за которую его номинировали на Золотой Глобус, шутит, что он согласился на роль Мерримана, только для того, чтобы сделать такой фильм, который не стыдно было бы показать внукам. «Им не стоит смотреть "Дедвуд" или что-то подобное. Мне кажется, это будет то, что надо».
«Я старался сделать своего героя достоверным», – говорит он. «Его слова написали на староанглийском языке. Хотелось, чтобы все выглядело максимально естественно, при минимальных изменениях. Это не персонажи из каких-то старинных комиксов. Их речи не был присущ шекспировский пафос. Мне нужно было придать чуть больше реализма. Они говорят более естественно, хоть и выглядят довольно странно. Для меня, – добавляет он, – важно было найти образ героя, чтобы он разговаривал на свойственном ему языке, потому что в книге герои общаются не на староанглийском, а на языке, который использовался для придания некой пышности стилю книги. То есть задача была найти естественную линию, чтобы это не звучало, как будто актер только что сошел со сцены в Стратфорде. Понимаете, так не должно быть, несмотря на то, что эти персонажи играют весьма важную роль».
Один из клана Старейших, проводник молодого героя, МакШейн отмечает, что в его герое удивительным образом сочетается юмор и авторитет. «Мы помогаем ребенку, и это главное. Сражение света и тьмы, которое велось на протяжении многих лет, пока не появился этот мальчик. Хорошо, что они иногда сердятся на него. Я должен говорить ему: «Вперед. Это твой долг». Это своего рода игра. Я старался придать моему герою больше юмора, хотя в сценарии было немного по-другому. Юмора всегда спасает».
Ян также пытался установить с Алексом отношения вроде наставника и ученика. «Я говорил ему, когда мы окажемся на съемочной площадке, что бы ни случилось, у нас все получится. Правда. Просто нужно к этому привыкнуть. Игра удается, когда не кричишь на него, а он не дерзит. Мы ведем себя как два человека, которые только что встретились, вот чем мы занимаемся в кино».
Он добавляет: «Александр (Людвиг) поработал на славу. Редко случается, что ребенок появляется почти во всех сценах. Так и было на самом деле. Именно он является ключевой фигурой фильма: в истории мы должны помочь ему пройти через различные испытания. Он последний из клана Старейших, которые живут на протяжении столетий. Еще есть я, Фрэнсис Конрой, Джеймс Космо и Джим Пиддок».
Алекс также отдает должное Яну и говорит, что «с ним не соскучишься. На самом деле он классный парень. Мы с ним на одной волне. Он очень хороший партнер, как и Крис (Экклстон). У них можно многому научиться. Для меня большая честь работать с такими профессиональными, талантливыми людьми».
«Мерриман в фильме своего рода мой наставник, проводник. В ходе развития истории он подсказывает мне, что нужно сделать, и в самом конце я сам прошу его о помощи, потому что я так привык к тому, что он руководит мной. Но он говорит, нет, Уилл, теперь ты должен сделать это сам. С его помощью я преодолеваю испытания. Он достаточно суров со мной в начале фильма. У него очень интересная роль, потому что он тоже узнает больше о себе в течение фильма. Это уже другая сторона истории. Ближе к концу фильма он понимает, пусть это всего лишь ребенок, к нему нужно относиться как к равному. Он просто великолепен».
ВСАДНИК
Воплощение зла в картине "Восход тьмы" играет ветеран британского кино актер Кристофер Экклстон, которому очень нравится книга. «Это мне близко, потому что здесь все пронизано кельтским мистицизмом, и это действительно британская книга». По поводу сценария и изменения персонажа Всадника, Экклстон говорит следующее: «Когда увидите, все поймете. С Всадником связаны моменты, где есть и юмор и сатира, где переворачивается смысл, чего раньше мне не приходилось встречать в подобных фильмах. Девяносто девять процентов кино - и теледрам, в которых я снялся, предназначались для взрослых, а здесь можно было пробовать что-то новое».
Экклстон с восторгом рассказывает о том духе товарищества, который установился среди актеров: «Я был знаком с Яном. Фрэнсис Конрой просто фантастическая актриса, я восхищаюсь ее работой. Вместе с Джимом Пиддоком, Джеймсом Космо и американскими актерами мы создали очень сплоченную команду. Во время съемок я подружился со многими замечательными актерами. Знаете, так интересно наблюдать, как они работают, все очень разные, но составляют некое единое целое».
Кроме некоторых сцен, на протяжении всего фильма Экклстон в основном играет с Александром Людвигом. «Он удивительный молодой человек. Он смог выдержать такие съемки», – говорит Экклстон. – «В 27 лет я снялся в одном фильме и потом два месяца не мог ни говорить, ни думать, а ему хоть бы что. Похоже, Голливуд его не испортил, как это часто бывает».
Создание кино для молодой аудитории, по мнению Экклстона, задача не из простых. «Мне кажется, что молодежь гораздо требовательнее, чем взрослые…, они сильнее привязываются, если попускают близко к себе, и чувствуют намного тоньше».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Шотландского художника-постановщика Дэвида Ли пригласили, чтобы передать на экране все великолепие этой истории. По мнению Каннингема, в своей первой работе в кинофильме в качестве художника Ли проявляет себя как «вечный оптимист, и его талант позволяет ему справляться с любой задачей. Он фантастический парень, который умеет строить фантастические декорации. Нелегко было справиться с таким масштабным проектом в стране, инфраструктура которой еще развивается и адаптируется к сегодняшним непростым условиям кинопроизводства».
Марк Платт соглашается с ним: «На мой взгляд, на протяжении многих лет Дэвид Ли является одним из самых значительных художников, и мне хотелось поработать с ним как с постановщиком», – говорит продюсер. «Дэвид родом из Англии, поэтому он знает эти места и их историю, которую мы пытались воссоздать, и он сумел создать уникальное, самобытное оформление, что-то совершенно непохожее, что сделало наш фильм неповторимым и особенным».
Перед Дэвидом Ли, который до этого работал в картинах "Бэтмен: Начало", "Миссия невыполнима", "Звездные войны: Месть ситхов", и "Звездные войны: Атака клонов", встала задача воплотить образ и атмосферу фантастической эпопеи за гранью реальности, в которой разворачивается борьба света и тьмы, в прямом и переносном смысле.
Дэвиду Ли в ходе выполнения художественных работ предстояло разбить сценарий на сцены, площадки и местности, которые можно сконструировать – например, на площадках, – или провести натурные съемки. За несколько месяцев до начала съемок "Восхода тьмы" Ли начал работу над эскизами к фильму. [Далее] Во время подготовительного периода мы с режиссером обсуждали план местности, – говорит Ли, – и поездки, которые придется совершить для съемок. «Постановщик и режиссер вместе составляют логическую последовательность из отдельных сцен и мест, готовую к съемкам».
Ключевым моментом в работе над картиной было создание поместья Хантеркомб. Сооружение началось с нуля, но все получилось настолько натуралистично, что люди, которые попадали на площадку, думали, что так было всегда. «Мы находимся в Румынии, где нет подобных зданий, поэтому нам пришлось строить все целиком», – говорит Ли. «Это прекрасная, увлекательная возможность построить что-то истинно английское на румынской земле».
Внешний вид поместья Хантеркомб вобрал в себя черты нескольких других поместий, Донни Корт и других старинных замков – с одной разницей: главным окном. «Мы решили, что лучше всего подойдет большая стеклянная веранда, - говорит Ли, – которую в итоге будут затоплять, замораживать, поджигать и тому подобное».
Несмотря на сложность конструкции поместья Хантеркомб, времени на строительство такой масштабной площадки ушло, по меркам кинопроизводства, очень мало. «Примерно семь недель», – говорит Ли. «В двадцатых числах января привезли большие деревянные балки, и через семь недель строительства оставалось еще много работы, которую было необходимо выполнить в короткие сроки».
«Думаю, что Дэвиду Каннингему удивительным образом удалось вдохновить всех нас на работу. Здесь был настоящий духа товарищества, что очень помогало», – говорит Ли. У Дэвида «потрясающее чутье и живой, подвижный ум. Его видение состоит из разных слоев и уровней, и когда смотришь фильм, создается ощущение, как будто ты пробираешься сквозь них, минуя свет и тьму. Мне кажется он большой выдумщик».
КОСТЮМЫ
Для создания костюмов для героев фильма "Восхода тьмы" пригласили Виниллу Бернэм. Она использовала свой опыт работы в картинах "Пятый элемент" и "Затерянные в космосе", чтобы подобрать индивидуальный образ для каждого героя.
«В самом начале проекта, когда мы даже не знали, что эта роль достанется Крису, я обсуждала с Дэвидом персонаж Всадника - его облик и даже экипировку лошади. Этот костюм действительно создает особую атмосферу».
«Мы пошли простым путем, так как было важно, чтобы он не выглядел как супергерой. Костюм Всадника специально состарили. Для этого его замочили в воде, затем покрасили, что придало ему старый и изношенный вид».
Для костюма героини Конрой сделали специальный камзол. «Образу мисс Грейторн я решила придать гламурности, – говорит Бернэм, – потому что в фильме мало персонажей-женщин. И хотя Мэгги очень красива, молода и притягательна, у меня есть четкое представление, как должна выглядеть Грейторн, которой присуща экстравагантность англичанки. Мы обыграли эту идею, но не стали на ней зацикливаться. Фрэнсис Конрой по силам все – она выглядит потрясающе элегантно».
«Одежде для сцены сражения в церкви было важно придать максимум движения», – рассказывает костюмер. «Задняя часть костюма очень пышная. Когда героиня сражается, ее облачение потрясающе красиво развевается. Все утонченно и изящно, и когда она двигается, костюм вторит каждому ее движению. Смотрится очень эффектно».
«Костюмы просто бесподобны. Настолько интересен ее выбор и дизайн», – говорит Конрой. «Я была в Лондоне и посмотрела пару красивых моделей и сделала с них копии, например, с плаща, в котором я сражаюсь со змеями, он словно летит, и ты как будто переносишься в другое время. Костюм, в котором я появляюсь на Рождественской вечеринке, это чудесное платье, которое сделано в технике "деворе". Одежда сразу вызывает определенные ассоциации, как только видишь ее или надеваешь ее. Это потрясающе!»
ЗМЕИ, ВОРОНЫ, ВИКИНГИ И ЗАТОПЛЕНИЕ ПОМЕСТЬЯ
«Я всегда занимался более прозаичными вещами, документальными и независимыми лентами, и в том, что я делаю, мне нравится достоверность», – говорит режиссер Дэвид Каннингем. «В фильме есть и фантастика и реальность, но акцент делается на последнее. Поэтому вместо сложной компьютерной графики мы создаем натуралистичные вещи. Почти полторы недели мы провели на площадке Большого Зала, занимаясь созданием разных интересных вещей: летающих людей, которые разбивались о стены, устраивать использовали лошадей и все в таком духе».
Перед командой фильма "Восход тьмы" стояла задача сделать фантастику достоверной. Битвы викингов, затопления, вороны, змеи, трюки это лишь часть задуманного. Режиссер говорит: «Когда подрывают машину, случается всякое. Может задеть ударной волной или камера разбивается, кто-то падает на землю, старясь уйти от обломков и ты думаешь: «Стоп! Вот это кадр!» Так что я прилагаю все силы, чтобы проводить натуралистичные съемки».
По словам Конрой, стремление Каннингема к достоверности, пусть это и фэнтези, является качеством, свойственном человеку. «Мне кажется, что при создании спецэффектов Дэвид максимально использует реальные вещи, и это здорово, потому что при этом создается не виртуальное, а реальное ощущение. За всем этим стоят живые люди, вот в чем разница. Я думаю, большое значение имеют и декорации. Они будут лишь частично смоделированы на компьютере. И у людей, находящихся в этом мире, и тех, кто за ним наблюдают, я уверена, интуитивно возникнет ощущение реальности происходящего, как в трехмерном изображении».
ЗМЕИ
Это принцип применялся и в сцене со змеями, где за Уиллом охотится гигантская кобра-альбинос. Из Чехии привезли 1000 живых змей, длина которых почти тринадцать футов, – ими можно было бы заполнить полцеркви. Для работы с рептилиями был приглашен специалист по змеям Жюль Сильвестр из "Reptile Rentals", который принимал участи в съемках примерно 350 фильмов.
В фильме были задействованы экзотический белый питон и гремучая змея, у которой были удалены ядовитые железы, про которую Сильвестр говорил, что " это красивая змея и "такая дружелюбная", что прямо удивительно. Она никого не трогает, в отличие от других гремучих змей, которые могут просто убить. Только раскачивается туда-сюда и как будто говорит: «Ну что, как дела?» Он само спокойствие. Это так по-голливудски».
Чтобы держать их в одном месте, команда Каннингема соорудила что-то наподобие «площадки для змей». «Мы соорудили специальный пол в церкви, и будем надеяться, что змеи не расползутся, кто куда», – смеется Каннингем. – «Если так случится, мы об этом точно узнаем. Хоть они не ядовитые, но это все-таки змеи, поэтому скучать не придется. Еще у нас есть настоящая кобра-альбинос, просто прелесть».
Звездам фильма удавалось оставаться невозмутимыми рядом со своими ползучими коллегами. Александр признался, «так классно, что кругом были тысячи змей, и прямо перед тем, как Дэвид говорит «мотор», вдруг чувствуешь, как по твоей ноге ползет одна. Приходится осторожно брать ее и класть обратно в кучу».
МакШейн с не меньшим энтузиазмом работал со змеями. «Там было около тысячи двести змей», – говорит он. «Они мне всегда нравились, но никогда прежде я не имел с ними дела. Они очень милые, правда? Особенно этот большой питон. Его длина целых тридцать футов. Очень тяжелый. А эти две постоянно следили за мной...»
Конрой была менее восторженна, но как всегда справилась с задачей. «Вокруг шеи у меня должна быть змея», – говорит актриса. «Сначала использовали резиновый муляж, очень похожий на настоящую. Потом это был 30-футововый питон. Так что со змеями было интересно работать».
ВОРОНЫ
В фильме "Восход тьмы" вороны населяют мир тьмы, по крайней мере, в мифологическом смысле. Есть сцены, в которых стаи зловещих птиц кружат над людьми, подстерегают и нападают на них.
Чтобы добиться натуралистичности съемок, некоторые сцены создавались скорее механическими, нежели цифровыми средствами. Взять, к примеру, эпизод в торговом центре, когда юного Уилла допрашивают так называемые охранники, которые позже оказываются воронами, обитателями царства тьмы.
Охранники состоят из воронов, объясняет главный гример, Гэри Танниклифф. То есть они сначала предстают перед Уиллом в обличии человека, в одежде охранников. Но потом, когда открывается их истинная темная сущность и они гонятся за мальчиком по коридору, они вдруг обращаются во множество птиц.
Как добиться подобного эффекта, который легко описать, но гораздо труднее передать на экране? Танниклифф и его команда рассматривали это как художественную задачу, которую нужно решить. «Мы создали марионетку по имени Артур, размером с человека, - говорит Танниклифф, – и поместили его в тележку, так чтобы он мог передвигаться по коридору во время трансформации. В определенный момент из груди вылетают муляжи воронов, которые прикреплены стержнем. На одном конце – ворон, на другом - Артур, через грудь которого продета рукоятка для манипулирования».
«Рукоятку можно двигать таким образом, что бы казалось, что летит настоящая птица. Далее в кадр помещают уже реального человека, одетого в костюм охранника, с клювом как у ворона, который бежит по коридору, и потом с помощью монтажа достигается эффект «Человек-Ворон».
ВИКИНГИ
Актерам и съемочной группе больше понравилось работать над «Викингами». Каннингем пригласил группу реконструкторов, которые занимались воссозданием викингов, чтобы придать месту действия реалистичность. По словам постановщика трюков, Троя Брауна, в сражении викингов были тщательно продуманы все трюки и эпизоды битвы. «У нас было много сцен с лошадьми, которые скачут, падают; много огня, боев на топорах и мечах».
ЗАТОПЛЕНИЕ ПОМЕСТЬЯ
Съемки сцены с затоплением были трудной задачей, для выполнения которой потребовалось использовать как натуралистичные, так и цифровые спецэффекты. «С этой целью, – объясняет Каннингем, – мы построили декорации поместья в гигантском резервуаре, который заполнили водой. Нам казалось, что работа в резервуаре с актерами, будет захватывающим зрелищем».
Каннингем продолжает: «Само затопление мы осуществили с помощью гигантских цистерн, которые заполнили водой. И как только они достигали дна, они набирали скорость, и вся масса воды выбрасывалась вниз, в решающий момент происходил мощный выброс: тысячи галлонов воды разбивали стекло, образуя стремительный поток, который двигался по направлению к городу. Гигантская стена воды целиком поглощала поместье».
Чтобы отснять стену воды, на специальном тросе подвесили камеру. Очень внушительная конструкция – по обе стороны озера закрепили трос, на специальной штанге закрепили камеру, которая могла передвигаться от края до края озера, получалась съемка с высоты птичьего полета. Мы быстро приближаемся к поместью. Потом на компьютере все это преобразовали в стену воды. Трансформация осуществлялась на компьютере, но стена воды и цистерны были настоящие.
СЪЕМКИ В РУМЫНИИ
«Необходимо было приложить титанические усилия, чтобы все успеть за короткий промежуток времени в стране, которая переживает непростой период становления. Масштаб нашего фильма поистине велик, притом, что бюджет не такой уж большой. Мы даем иное толкование жанру фэнтези, и на самом деле гордимся тем, что было создано», – говорит Каннингем.
На самом деле фильм "Восход тьмы" стал крупнейшим проектом, который когда-либо осуществлялся на территории Румынии, учитывая, что здесь создавались и другие монументальные произведения, такие как "Холодная гора", которая была номинирована на Оскар. Это тем более удивительно для страны, которая считалась советской, и где долгое время всем заправляли коммунисты.
На огромных просторах "Media Pro", самой большой студии в Румынии, которая расположена в 12 милях к северо-западу от Бухареста, есть и озера, и резервуары для воды, большие студии звукозаписи, сельские пейзажи. А так же студия предложила услуги квалифицированных рабочих.
Каннингем отмечает: «Ничто не сравнится с работой вживую. Гораздо свободнее ощущаешь себя в реальных декорациях, чем в компьютерных. Именно поэтому мы и приехали в Румынию, чтобы было, где развернуться, и надеюсь, что у нас получилось создать историю, которая даст полное ощущение достоверности происходящего».
Экклстон находился под сильным впечатлением от работы в фильме. «Замечательно, просто замечательно. Надеюсь, что декорации сохранятся, и можно будет снова их использовать. Удивительно то, что сделала румынская команда и художник-декоратор. Была проделана гигантская работа, подобные декорации даже не позволяют усомниться в реалистичности событий».
Для Конрой съемки в Румынии стали очень ценным опытом. «Здесь удивительные люди. В Румынии много интересных особенностей», – говорит актриса. «Кругом бегают собаки, которых я с удовольствием подкармливаю. Каждый день приношу восемь банок с едой. Одну собаку я забираю домой. Они такие хорошие, и так нуждаются в еде. Это был очень полезный опыт. Прекрасный фильм. Все мы находимся далеко от дома, но здесь я познакомилась со многими интересными людьми. Немного выучила румынский язык, поэтому кое-что понимаю, о чем говорят вокруг».
ОБ АКТЕРСКОМ СОСТАВЕ
Кинокарьера АЛЕКСАНДРА ЛЮДВИГА (Уилл Стэнтон) началась, когда ему было 10 лет. Он дебютировал в рекламе про Гарри Поттера, это были его первые пробы, но больше к этому не возвращался.
Этот блистательный юноша играл в телесериале "Мертвая зона" и в таких фильмах, как "Площадка 3", "Король воздуха: Лига чемпионов", "Самый ценный примат -3", "A LITTLE THING CALLED MURDER" (который в 2006 году получил премию Сэтеллайт) и "EVE AND THE FIREHORSE" (получил специальный приз жюри на кинофестивале Сандэнс).
Александр живет с семьей в Ванкувере, Канада. Когда он не путешествует, он пропадает на склонах горы Уистлера - ему безумно нравится экстремальное катание на лыжах, или на пляжах Калифорнии, где он занимается серфингом.
Больше съемок в кино Александр любит, разве что, сочинять музыку и играть на электрогитаре.
ЯН МАКШЕЙН (МЕРРИМАН