Фильм Мечтатели
Описание фильма Мечтатели
Как только стало известно о съёмках нового фильма Бернардо Бертолуччи, давно признанного классиком мирового кино, интриговало прежде всего то, что его картина посвящена событиям «красного мая 68-го» в Париже, когда на улицы вышли бунтующие студенты. А история запутанных любовных отношений троих молодых героев - брата и сестры, являющихся французами, и их нового знакомого-американца - лишний раз должна бы свидетельствовать о косвенном возвращении режиссёра спустя 31 год к проблематике собственного шедевра «Последнее танго в Париже», который был воспринят в качестве своеобразного реквиема по «бурным шестидесятым». Кстати, эту этапную ленту Бертолуччи снял всего лишь в возрасте 31 года. А «Мечтатели» - произведение 62-летнего автора, то есть мудрого и опытного вдвое по сравнению с прежними временами. И следовало ожидать, что он действительно переоценит прошлое с современных позиций, взглянет на то, что владело умами и чувствами молодёжи 60-х годов ХХ века, уже с определённой исторической дистанции, подведя некий итог в своём художественном и философско-политическом анализе минувшего столетия, насыщенного многими потрясениями.
Нельзя сказать, что в последней работе этого мастера кино нет попытки обнаружить корневой конфликт
эпохи - противостояние между деяниями и мечтаниями, надеждами и разочарованиями,
миром экстравертным и интровертным. Его юные персонажи-студенты, захваченные
водоворотом сексуальных страстей и маний, не то чтобы сознательно, а скорее повинуясь природным инстинктам,
всё-таки предпочитают укрыться в стороне от бурлящих кварталов Сорбонны, хотя и встретились именно в
толпе демонстрантов, протестующих против увольнения Анри Ланглуа с поста директора Французской
синематеки. Кино ведь тоже - сплошная иллюзия, одна лишь фикция, притягательный мираж, своего рода
обман зрения. Вот и развлекаются Изабель, Тео и Мэтью как раз тем, что вспоминают о просмотренных фильмах,
постоянно цитируют их, загадывают друг другу загадки в жизни, столь похожей на киновикторину.
То же самое с несомненным удовольствием делает и Бернардо Бертолуччи, воспитанный на французской
«новой волне», с ранней юности привыкший видеть реальность как бы через призму кинематографа.
Помимо фрагментов из фильмов «Лицо со шрамом», «Уроды», «Королева Христина», «Цилиндр»,
«На последнем дыхании» и «Особая банда», он приводит в закадровой партитуре музыкальные фразы из
«400 ударов» и «Безумного Пьеро», радуя синефилов ещё одной возможностью насладиться прежним кино,
которого уже нет и не будет. Не так ли минуло в туманное небытие то безумное время, когда его невольных
заложников захлёстывали различные революции - от политической до сексуальной.
Всё это давно исчезло без следа, растворилось без остатка, превратилось в эфемерную грёзу.
Но тут-то и скрыт главный парадокс ленты «Мечтатели», которая заявлена как философско-политическая
эротическая ретро-драма, а оказалась низведённой в финале до весьма куцего вывода, который к тому же
вложен в уста заезжего сосунка из Америки, посмевшего поучать ровесников-европейцев, как им следует
относиться к революционной действительности. Да и эпизодический образ отца-поэта, уже не находящего
общего языка со своими так и не выросшими детьми Изабель и Тео, тоже является своеобразной ремаркой
Бертолуччи, сделанной из нынешних времён. Всё было без толку и зря - героические смерти одних на баррикадах
и неюношеская расчётливость других, словно предвидевших, что бунт кончится обуржуазиванием и
самодовольным существованием прежних революционеров.