Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»

Войти через
Регистрация
 
Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»
 
Новости:  Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»
Как известно, 10 декабря 2016 года в польском Вроцлаве, являющемся в этом году Европейской Столицей Культуры, прошла 29-я церемония вручения премии Европейской Киноакадемии, которая ранее носила имя Феликс. Корреспондент kino-teatr.ua встретился с одним из украинских киноакадемиков Аликом Шпилюком, чтобы узнать подробности из первых уст. Предлагаем вашему вниманию краткую запись этого разговора.
КТ. – Алик, как давно ты являешься академиком или как это правильно называется?
    АШ. – Это называется голосующий член Киноакадемии, или же по-английски voting member. И если считать по проведенным церемониям награждения, то в этом году она у меня была пятая, а по посещениям – четвертая. Таким образом получается, что вступил я в нее в 2012-м году.
КТ. – А как это происходит – сама процедура поступления?
    АШ. – В члены Академии принимают либо профессионалов, которые принимают участие в создании фильмов-номинантов…
КТ. – То есть это происходит автоматически: любой из основных авторов фильма, который номинируется на «Феликса», становится членом Европейской Киноакадемии?
    АШ. – Именно так, любой из основных творческих авторов фильма, а именно режиссер, автор сценария, оператор, художник и композитор, автоматически становится академиком. Есть и другой вариант: достаточно иметь в фильмографии 3 полнометражных фильма и рекомендации от двух действующих членов Академии. Какое-то время назад Академия стала принимать в свои ряды так называемых институицонных членов, каковым я, собственно, и являюсь. Я был принять в Европейскую Киноакадемию как один из сотрудников Одесского Международного Кинофестиваля. Точно так же туда вошел и Андрей Халпахчи, как президент МКФ «Молодость», Денис Иванов, еще как директор ОМКФ, хотя теперь он автоматически туда вошел бы как продюсер фильма…
КТ. – «Полина» Олиаса Барко?
    АШ. – Либо этого, либо фильма Мирослава Слабошпицкого.
КТ. – Ты имеешь ввиду «Люксембург»?
    АШ. – Нет, он был одним из продюсеров «Племени».
КТ. – Понятно. Таким образом, получается, что Украину в Европейской Киноакадемии представляешь ты, Денис Иванов, Андрей Халпахчи…
    АШ. – Нет, сейчас насчитывается 17 украинских евроакадемиков.
КТ. – Ого!
    АШ. – Да, для меня этот факт в свое время тоже стал большой неожиданностью. Из «старых» украинских академиков могу назвать Андрея Куркова, Романа Балаяна, потом большая группа вошла вместе с Мирославом Слабошпицким, то есть практически все, кто принимал участие в создании «Племени».
КТ. – То есть, например, Валентин Васянович?
    АШ. – Безусловно, Васянович, а еще Ия мыслицкая, как продюсер фильма. Кирилл Шувалов вошел в Академию за участие в создании фильмов Сергея Лозницы, который, кстати, тоже является академиком, но от Германии. Есть еще и Александр Роднянский (от России).
КТ. – А по какому принципу выбирается место проведения церемонии вручения? Каждый раз в новом месте?
    АШ. – Нет, принцип очень простой, который был установлен еще при учреждении Академии, которой, кстати, в следующем году исполнится 30 лет. А основателями Европейской Киноакадемии являются действующий президент Вим Вендерс, недавно ушедший от нас Анджей Вайда, слава Богу живущий Педро Альмодовар и еще несколько человек. И они тогда приняли решение для популяризации европейского кино: каждый нечетный год церемония проводится в Берлине, а каждый четный – в одной из европейских культурных столиц.
КТ. – То есть как Вроцлав в этом году?
    АШ. – Нет, Вроцлав является официальной Культурной столицей Европы этого года, но это не является обязательным условием для выбора того или иного города для проведения церемонии «Феликса». Важно, чтобы город был связан кинематографически с европейским кино.
КТ. – А Берлин – потому что Европейская Киноакадемия была основана там?
    АШ. – Именно. И штаб-квартира Академии до сих пор находится там.
КТ. – А упомянутые тобой отцы-основатели задумывали Академию и ее призы как противовес «Оскару»?
    АШ. – Да, безусловно. И именно тогда и именно в противовес «Оскару» его назвали «Феликсом». Но потом это название достаточно быстро само собой исчезло и теперь они называются просто – Премия Европейской Киноакадемии. А вот статуэтка, которая вручается победителям, она совершенно явно является европейским ответом золотой статуэтке «Оскара». Во-первых, она серебряная, во-вторых – это девушка..
КТ. – Даже несмотря на мужское имя?
    АШ. – Ну да! И, как по мне, она более изящна в своих формах, чем достаточно грубоватый «Оскар».
КТ. – А тебе доводилось и «Оскара» в руках держать?
    АШ. – Да, доводилось. В городе Нижний Новгород, в студии Александра Петрова, получившего его за свой короткометражный мультфильм «Старик и море».
КТ. – А как отбираются фильмы – кандидаты на премию Европейской Киноакадемии?
    АШ. – Эта процедура довольно формализована. Прежде всего, существуют 20 европейских государств с наибольшим количеством членов Киноакадемии. Среди них Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия и т.д. Все академики из этой страны голосуют за лучший фильм в своей стране. Таким образом отбираются первые 20 фильмов-кандидатов. Всего же Академия считает, что ежегодно должно быть рассмотрено порядка 50 фильмов, хотя порой их бывает несколько больше. Оставшиеся 30 фильмов определяются путем опроса членов Совета Киноакадемии и привлеченных экспертов. О попасть в этот круг обсуждения можно двояко: во-первых, любой европейский продюсер может подать свой фильм на рассмотрение, во-вторых, это может сделать и любой академик. Для этого они должны обратиться в секретариат Академии, например, по электронной почте. Этот процесс подачи фильмов продолжается до 30 мая каждого года, а до середины июня Совет академии…
КТ. – Извини, что прерываю, но кто входит в этот Совет?
    АШ. – Он избирается ежегодно. Каждый европейский регион имеет право на представительство в Совете. В него входят порядка 20-25 членов. Так вот, в первый или второй уик-энд июня собирается Совет и приглашенные им эксперты по регионам Европы – Скандинавия, Балканы, Франция, Испания, Восточная Европа (и ваш покорный слуга в этом году является экспертом, отвечающим за Восточную Европу, в числе которых Россия, Украина, Беларусь и страны кавказского региона).
КТ. – То есть выходит, что отбор этот – весьма субъективный процесс.
    АШ. – Наверное, можно согласиться с этим утверждением. Например, мне кажется, что в этом году без моего участия в Совете украинский фильм «Песнь песней» Евы Нейман не был бы представлен в числе номинантов. Но в качестве своего рода компенсации за этот недостаток у продюсеров есть возможность напрямую подавать фильмы, которые будут предложены для просмотра голосующим членам киноакадемии. Конечно, они выделяются в отдельный раздел, но за них все-таки голосуют академики. В этом году впервые на моей памяти один фильмов, который был подан самостоятельно продюсером (итальянский документальный фильм «С как Стенли» о водителе Стенли Кубрика, кстати, совершенно фантастический) попал в номинацию «лучший документальный фильм».
КТ. – А выигрывали ли такие фильмы когда-либо?
    АШ. – За последние пять лет – точно нет. Но я бы отдал свой голос за «С как Стенли».
КТ. – А известно ли, насколько единодушным был выбор в этом году главного триумфатора «Феликса» - немецкой ленты «Тони Эрдманн» Марен Аде?
    АШ. – Результаты голосования не публикуются, но я, например, отдал ему свой голос в четырех из пяти номинаций. Думаю, так поступили и большинство моих коллег, ведь реакция зала на объявление о победе этого фильма в каждой следующей номинации становилась все восторженней и восторженней.
КТ. – Что ж, спасибо за содержательную беседу. Творчески успехов и всяческих благ в наступающем году!
    АШ. – Спасибо! И всем читателям портала kino-teatr.ua также пожелать только всего самого наилучшего. С наступающим Новым Годом!
Алексей Першко 28 декабря 2016
Комментарии
 
Имя
27 марта 2017
Ваш комментарий
Сколько будет два умножить на два?
 
семь
сто
четыре
пятьдесят
два
шесть

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

85
42476

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

79
15446

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

104
14838

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

112
14253

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

109
14078