Фільм Ми, наші улюбленці та війна 2024

Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»


 Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»
Как известно, 10 декабря 2016 года в польском Вроцлаве, являющемся в этом году Европейской Столицей Культуры, прошла 29-я церемония вручения премии Европейской Киноакадемии, которая ранее носила имя Феликс. Корреспондент kino-teatr.ua встретился с одним из украинских киноакадемиков Аликом Шпилюком, чтобы узнать подробности из первых уст. Предлагаем вашему вниманию краткую запись этого разговора.
КТ. – Алик, как давно ты являешься академиком или как это правильно называется?
    АШ. – Это называется голосующий член Киноакадемии, или же по-английски voting member. И если считать по проведенным церемониям награждения, то в этом году она у меня была пятая, а по посещениям – четвертая. Таким образом получается, что вступил я в нее в 2012-м году.
КТ. – А как это происходит – сама процедура поступления?
    АШ. – В члены Академии принимают либо профессионалов, которые принимают участие в создании фильмов-номинантов…
КТ. – То есть это происходит автоматически: любой из основных авторов фильма, который номинируется на «Феликса», становится членом Европейской Киноакадемии?
    АШ. – Именно так, любой из основных творческих авторов фильма, а именно режиссер, автор сценария, оператор, художник и композитор, автоматически становится академиком. Есть и другой вариант: достаточно иметь в фильмографии 3 полнометражных фильма и рекомендации от двух действующих членов Академии. Какое-то время назад Академия стала принимать в свои ряды так называемых институицонных членов, каковым я, собственно, и являюсь. Я был принять в Европейскую Киноакадемию как один из сотрудников Одесского Международного Кинофестиваля. Точно так же туда вошел и Андрей Халпахчи, как президент МКФ «Молодость», Денис Иванов, еще как директор ОМКФ, хотя теперь он автоматически туда вошел бы как продюсер фильма…
КТ. – «Полина» Олиаса Барко?
    АШ. – Либо этого, либо фильма Мирослава Слабошпицкого.
КТ. – Ты имеешь ввиду «Люксембург»?
    АШ. – Нет, он был одним из продюсеров «Племени».
КТ. – Понятно. Таким образом, получается, что Украину в Европейской Киноакадемии представляешь ты, Денис Иванов, Андрей Халпахчи…
    АШ. – Нет, сейчас насчитывается 17 украинских евроакадемиков.
КТ. – Ого!
    АШ. – Да, для меня этот факт в свое время тоже стал большой неожиданностью. Из «старых» украинских академиков могу назвать Андрея Куркова, Романа Балаяна, потом большая группа вошла вместе с Мирославом Слабошпицким, то есть практически все, кто принимал участие в создании «Племени».
КТ. – То есть, например, Валентин Васянович?
    АШ. – Безусловно, Васянович, а еще Ия мыслицкая, как продюсер фильма. Кирилл Шувалов вошел в Академию за участие в создании фильмов Сергея Лозницы, который, кстати, тоже является академиком, но от Германии. Есть еще и Александр Роднянский (от России).
КТ. – А по какому принципу выбирается место проведения церемонии вручения? Каждый раз в новом месте?
    АШ. – Нет, принцип очень простой, который был установлен еще при учреждении Академии, которой, кстати, в следующем году исполнится 30 лет. А основателями Европейской Киноакадемии являются действующий президент Вим Вендерс, недавно ушедший от нас Анджей Вайда, слава Богу живущий Педро Альмодовар и еще несколько человек. И они тогда приняли решение для популяризации европейского кино: каждый нечетный год церемония проводится в Берлине, а каждый четный – в одной из европейских культурных столиц.
КТ. – То есть как Вроцлав в этом году?
    АШ. – Нет, Вроцлав является официальной Культурной столицей Европы этого года, но это не является обязательным условием для выбора того или иного города для проведения церемонии «Феликса». Важно, чтобы город был связан кинематографически с европейским кино.
КТ. – А Берлин – потому что Европейская Киноакадемия была основана там?
    АШ. – Именно. И штаб-квартира Академии до сих пор находится там.
КТ. – А упомянутые тобой отцы-основатели задумывали Академию и ее призы как противовес «Оскару»?
    АШ. – Да, безусловно. И именно тогда и именно в противовес «Оскару» его назвали «Феликсом». Но потом это название достаточно быстро само собой исчезло и теперь они называются просто – Премия Европейской Киноакадемии. А вот статуэтка, которая вручается победителям, она совершенно явно является европейским ответом золотой статуэтке «Оскара». Во-первых, она серебряная, во-вторых – это девушка..
КТ. – Даже несмотря на мужское имя?
    АШ. – Ну да! И, как по мне, она более изящна в своих формах, чем достаточно грубоватый «Оскар».
КТ. – А тебе доводилось и «Оскара» в руках держать?
    АШ. – Да, доводилось. В городе Нижний Новгород, в студии Александра Петрова, получившего его за свой короткометражный мультфильм «Старик и море».
КТ. – А как отбираются фильмы – кандидаты на премию Европейской Киноакадемии?
    АШ. – Эта процедура довольно формализована. Прежде всего, существуют 20 европейских государств с наибольшим количеством членов Киноакадемии. Среди них Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия и т.д. Все академики из этой страны голосуют за лучший фильм в своей стране. Таким образом отбираются первые 20 фильмов-кандидатов. Всего же Академия считает, что ежегодно должно быть рассмотрено порядка 50 фильмов, хотя порой их бывает несколько больше. Оставшиеся 30 фильмов определяются путем опроса членов Совета Киноакадемии и привлеченных экспертов. О попасть в этот круг обсуждения можно двояко: во-первых, любой европейский продюсер может подать свой фильм на рассмотрение, во-вторых, это может сделать и любой академик. Для этого они должны обратиться в секретариат Академии, например, по электронной почте. Этот процесс подачи фильмов продолжается до 30 мая каждого года, а до середины июня Совет академии…
КТ. – Извини, что прерываю, но кто входит в этот Совет?
    АШ. – Он избирается ежегодно. Каждый европейский регион имеет право на представительство в Совете. В него входят порядка 20-25 членов. Так вот, в первый или второй уик-энд июня собирается Совет и приглашенные им эксперты по регионам Европы – Скандинавия, Балканы, Франция, Испания, Восточная Европа (и ваш покорный слуга в этом году является экспертом, отвечающим за Восточную Европу, в числе которых Россия, Украина, Беларусь и страны кавказского региона).
КТ. – То есть выходит, что отбор этот – весьма субъективный процесс.
    АШ. – Наверное, можно согласиться с этим утверждением. Например, мне кажется, что в этом году без моего участия в Совете украинский фильм «Песнь песней» Евы Нейман не был бы представлен в числе номинантов. Но в качестве своего рода компенсации за этот недостаток у продюсеров есть возможность напрямую подавать фильмы, которые будут предложены для просмотра голосующим членам киноакадемии. Конечно, они выделяются в отдельный раздел, но за них все-таки голосуют академики. В этом году впервые на моей памяти один фильмов, который был подан самостоятельно продюсером (итальянский документальный фильм «С как Стенли» о водителе Стенли Кубрика, кстати, совершенно фантастический) попал в номинацию «лучший документальный фильм».
КТ. – А выигрывали ли такие фильмы когда-либо?
    АШ. – За последние пять лет – точно нет. Но я бы отдал свой голос за «С как Стенли».
КТ. – А известно ли, насколько единодушным был выбор в этом году главного триумфатора «Феликса» - немецкой ленты «Тони Эрдманн» Марен Аде?
    АШ. – Результаты голосования не публикуются, но я, например, отдал ему свой голос в четырех из пяти номинаций. Думаю, так поступили и большинство моих коллег, ведь реакция зала на объявление о победе этого фильма в каждой следующей номинации становилась все восторженней и восторженней.
КТ. – Что ж, спасибо за содержательную беседу. Творчески успехов и всяческих благ в наступающем году!
    АШ. – Спасибо! И всем читателям портала kino-teatr.ua также пожелать только всего самого наилучшего. С наступающим Новым Годом!
Алексей Першко 28 декабря 2016


Avatar
Имя:
28 марта 2024

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 51871
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок
эксклюзив
Юрий Рудый: Мое кино – для украинок

Как и стоило предполагать, в Украине кино снимается не только при государственной поддержке. Находятся и смельчаки, которые рискуют...

10 октября 2019 48551
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино
эксклюзив
Илья Гладштейн: Кино42 – новый дом кино

Узнав о том, что в Киеве в самом скором времени открывается новый артхаузный кинотеатр «Кино42», корреспондент портала Kino-teatr.ua...

29 ноября 2019 48180
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия
эксклюзив
Ноэми Мерлан: Главное – актерская магия

6 февраля на экраны Украины выходит один из самых заметных французских фильмов года – лента Селины Сьяммы «Портрет девушки в огне». Будучи...

30 января 2020 47496
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» -  шедевр
эксклюзив
Николас Эллиотт: «Астенический синдром» - шедевр

Беседа с кинокритиком и отборщиком Международного кынофестиваля в Локарно Николасом Эллиоттом про прошлое и будущее украинского кино и...

20 августа 2019 47002