Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только

Войти через
Регистрация
 
Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только
 
Новости:  Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только
28 октября 2016-го года в киевском кинотеатре «Киев» - главном фестивальном центре 46-го МКФ «Молодость» - прошла презентация книги Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век». Представил книгу украинской публике один из авторов – Жоэль Шапрон, киновед, историк кино, специалист по международным связям, организатор кинопроцесса, референт Каннского кинофестиваля по фильмам стран бывшего СССР, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. Месье Шапрон нашел время в своем плотном графике для беседы с корреспондентом национального портала kino-teatr.ua.
КТ. – Жоэль, известно, что «Французский кинотеатр» - уже вторая ваша с Присиллой книга, а первая, выдержавшая уже 2 издания, была посвящена принципам и механизмам финансирования французского кино. В ней вы изложили принципы поддержки французского кино государством. На только что прошедшей презентации об этой книге говорили, что ее абзацами цитировали в процессе подготовки нового украинского закона о кино. Вопрос: тебе уже удалось с ним ознакомиться?
    ЖШ. – Ты знаешь, нет, я его не читал, хотя многие страны бывшего СССР консультируются со мной в процессе подготовки своих законов о кинематографии. Я бы с удовольствием почитал бы ваш Закон, но никто не дал мне ни его проект, ни окончательный вариант.
КТ. – Текст Закона, принятый в конце сентября Верховной Радой, опубликован на ее сайте, и в нем есть пара-тройка моментов, которые, по моему мнению, должны были бы вызвать вопросы у европейских экспертов. Ты – один из них, поэтому хотелось бы услышать то ли подтверждение, то ли опровержение этих сомнений. И первое из них: в законе написано, что источником финансирования национального кино является государственный бюджет (0,2 процента от общего фонда за прошлый год). Там еще буквально одним предложением упоминаются в этом разрезе средства от лотерей и «другие средства, не запрещенные законом».
    ЖШ. – Да, довольно смутный законопроект.
КТ. – Более того, в законе есть еще и шкала определения национальности фильма, подобная европейской и построенная по той же бальной системе в зависимости от состава съемочной группы, места проведения съемок и пост-продакшена, и т.д. Но там есть один нюанс – национальным фильмом, которому оказывается государственная поддержка, является фильм, снятый на украинском или крымско-татарском языке. По=моему, в Европе это трудно себе представить.    
    ЖШ. Конечно, ведь таким образом отрицается сама идея ко-продукции. Например, в нашей системе язык фильма – это те же баллы, ты их, как получаешь или же нет.
КТ. – И если я не ошибаюсь, в твоей первой книге написано, что у вас если продюсер снимает фильм не на французском языке, то он всего лишь теряет доступ к определенным налоговым льготам, предоставляемым вашим законодательством.
    ЖШ. – Совершенно верно.
КТ. – И на каком языке снимать – это дело продюсера.
    ЖШ. – Правильно. Целая куча фильмов на иностранных языках являются французскими, все те же бессоновские продукты – «Заложницы», например.
КТ. – Или же «Зулу: Теория заговора» Жерома Салля. Помню, я спросил его, почему его фильм считается французским, хотя там нет ни слова по-французски. А он ответил: «Я – французский режиссер, ведь я воспитан на французской культуре, а то что в фильме говорят по-английски и на африкаанс всего лишь отражает языковую ситуацию в Южной Африке».
    ЖШ. - Конечно, «Зулу» французский фильм, ведь там есть еще и другие члены съемочной группы, являющиеся французскими гражданами, там, в конце концов, есть французские деньги.
КТ. – Резюмируя: если бы Украина была членом Европейского Союза и ей нужно было бы привести свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами…
    ЖШ. – Тогда нужно было бы, как минимум, внести поправки в ваш Закон. Ну или же принять новый. И к сожалению, очень часто в странах постсоветского пространства кино остается орудием для национальных целей. И наверняка у чиновников есть установка защитить язык – и тут они совершенно правы, вот только кино – это не лингвистический момент, и язык не должен быть критерием (и тем более главным критерием) определения национальности фильма. Вот, например, «Люксембург» Мирослава Слабошпицкого будет снят на украинском языке, но и у нас он будет считаться национальным фильмом, потому что это – ко-продукция. Хотя возможно тут возникнет определённая сложность – с какой стати Национальный Центр Кинематографии Франции должен работать с украинской стороной, которая не признала бы этот фильм национальным, будь он снят не на украинском языке.
КТ. – Ладно, давай вернемся к твоей книге. Существует ли на данный момент в Европе или в мире практика кинопередвижек?
    ЖШ. – Да, конечно, они существуют даже во Франции и в нашей книге есть целая глава, посвященная этому делу. Там описан весь механизм функционирования – регистрация в НКЦ, субсидирование и прочее. Есть передвижки двух видов: одно дело, когда привозится оборудование и временно устанавливается в уже готовом помещении, и другое, когда приобретается специальный грузовик, представляющий собой готовый мини-кинотеатр на 60-80 зрителей с проектором, кассой, экраном, креслами, обогревом и всем прочим. Такие грузовики – это просто потрясающая вещь!
    КТ. – Но должно быть они и стоят недешево!?
ЖШ. – Конечно. Не помню точных цифр, но речь идет о нескольких сотнях тысяч евро.
    КТ. – Я к чему веду: в нашем новом Законе предусмотрена помощь государства предпринимателям, восстанавливающим кинотеатры, или же желающим заняться кинопередвижничеством. Но, по-моему, при такой стоимости грузовиков-передвижек это дело представляется утопией. Ведь существуют же какие-то формулы, по которым можно вычислить адекватную стоимость билета в кино в увязке с доходами населения?
    ЖШ. – Да, по идее существует. Я точно не знаю, но могу предположить, что, например, компания «Гомон» (одна из крупнейших сетей кинотеатров во Франции), собираясь открыт новый мультиплекс в каком-нибудь французском регионе, свой бизнес-план строит под экономический уровень населения зоны охвата этим мультиплексом. И при этом стоит учесть, что скорее всего местные власти с охотой пойдут на встречу этой компании, поскольку понимают, что лучше бы молодежь ходила в кино, а не занималась бы неизвестно чем. И у нас есть определенная экономическая стабильность: если кто-то рассчитывает получить первую прибыль через 5 лет, то скорее всего он ее и получит. А вот в Украине с этим сложнее.
КТ. – Вот и я о том же: мне кажется, что человек, купивший вот такой грузовик в Украине, в наших экономических условиях никогда, даже при помощи государства, не вернет себе затраченные средства.
    ЖШ. – Да, возможно, так что, наверное, внимание надо обратить на те передвижки, которые устраиваются в клубах и прочих подобных помещениях. Во Франции подобные начинания поддерживаются Национальным Центром Кинематографии, поскольку есть понимание важности донесения кино тем слоям населения, которые сами в кино не пойдут – например, в тюрьмах, в домах престарелых, да и просто в труднодоступных местах где-нибудь в Альпах.
КТ. – Ясно. Но давай еще раз вернемся к нашей системе государственной поддержки кинематографу, которая закрепляет полную зависимость кино от государства.
    ЖШ. – Это ни в коем случае нельзя делать. Вот, например, твоя коллега, с которой я говорил только что, думала, что нашу систему еще Де Голль придумал после войны. А я ей сказал, что, прочтя книгу, она поймет, что, если бы не Вторая Мировая, наша система заработала бы еще в 38-м или 39-м году.  Война отложила решение этого вопроса, но, когда наша система была запущена никто и никогда, ни левые, ни правые, ни Де Голль, ни Жискар, ни Миттеран, ни Олланд, не ставили под вопрос саму организацию системы. В этом смысле кино для нас является отъемлемой частью власти, поскольку кино живет своей жизнью абсолютно отдельно от госбюджета. И важно, что регулируется весь процесс самими профессионалами от кино, которые стремятся откорректировать работу системы с учетом тех или иных новшеств.
КТ. – То есть государство лишь придает решениям профессионалов форму законов?
    ЖШ. – Да, совершенно верно. Но я всегда говорю, что 70- лет коммунизма не могли не оставить следа в умах ваших чиновников старшего поколения, которые росли в условиях, когда считалось, что кино связано с пропагандой, с политикой, называй, как угодно.
    КТ. – Но наш новый Закон о кино разрабатывался и принимался отнюдь не старыми людьми – есть такая инициативная группа #кінокраїна, куда входят представители наших крупнейших телеканалов и продакшенов.
    ЖШ. – А телеканалы этим законом обязываются каким-то образом участвовать в производстве национального кино?
КТ. – Насколько я понимаю, там ничего про это нет.
    ЖШ. – Я почему спрашиваю: у нас считается, что если телеканалы принимают участие в разработке подобных законов о кино, то они обречены на провал.
    КТ. – Почему?
ЖШ. – Потому что в нашей системе у телеканалов есть очень много обязательств – как в экономическом плане, так и в репертуарной политике – и, если бы мы у них спрашивали их мнение, ни один из них за наши законы, в том виде в котором они существуют, не проголосовал бы. Это против их интересов.
КТ. – Ну что ж, поживем – увидим. Спасибо огромное за содержательную беседу.
Алексей Першко 29 октября 2016
Комментарии
 
Имя
31 марта 2017
Ваш комментарий
Как звали Карла Маркса?
 
Пит
Карл
Бред
Энгелс
Фридрих
Маркс

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

85
42504

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

79
15462

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

104
14849

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

112
14266

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

109
14093