Пропаганда в кино

Войти через
Регистрация
 
Пропаганда в кино
 
Новости: Пропаганда в кино

Мы живем в мире идей, находящихся на разных уровнях потребностей общества. В искусстве эти идеи можно избегать, замалчивать, переосмысливать. Но можно ли их целиком размежевать с искусством? Да и могут ли некоторые создатели полностью избавиться идейности?

Вчера

Даже минимальный авторский подтекст иногда можно трактовать как проявление скрытой рекламы или вообще пропаганды. А она проявляется не полностью и не навсегда. Но влияние её сильнее всего, когда пропаганда полностью сливается в сущность истории, когда невозможно их разделить, и друг без друга они потеряют силу, а их существование будет бросать порочные тени. Обычно говорят о политической пропаганде тех или иных явлений определенной страны, в которой сняли кино. Популярность остальных направлений скрытой или открытой агитации сравнительно меньше, т.е. и влияние ее значительно убедительнее. Вообще являясь самым универсальным из искусств, кинематограф обречен стать проводником масс в разных направлениях. И не стоит в этом видеть лишь негатив и искажение цели кинематографа. Вы посещаете просмотр, чтобы развлечься, отвлечься, забыться в увиденном. Киносеанс подразумевает внушение: прямое либо опосредованное - зависит от мастерства создателей.

Во времена, когда кинематограф получил известность, мир потрясли две мировые войны. Фильмы, которые должны развивать "правильное" сознание, появились с проникновением идеологии во все сферы жизни граждан. Это происходило в Германии, СССР и других странах, где были установлены тоталитарные режимы. И средь откровенных агитационных подделок рождались и агитационные шедевры: «Триумф воли» (1935) Лени Рифеншталь, «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна ...

Адольф и Лени

Стоит упомянуть фильмы, которые режиссеры снимали по заказу, но с интересной авторской трактовкой. К примеру, замечательный (и почему-то забытый теперь) фильм Глеба Панфилова «Прошу слова» (1977) с Инной Чуриковой. Снятый в духе застойного соцреализма, фильм несет в себе не только актуальные и сегодня темы столкновения чиновника-идеалиста с реальностью, но и отражает ту скрытую сатиру, которую автор заложил во все демонстрируемые образы, и которую почему-то не разглядели цензоры. Мастерство Панфилова ценно именно тем, что, пойдя на диалог с властью и согласившись снять эту картину, он создал фильм, в котором авторский замысел убедительно остается основным. Так же непринужденно миновали цензоров «А зори здесь тихие» (1972) Станислава Ростоцкого, «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, в определенной степени «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского.

Кино не может быть абсолютной пропагандой, ведь оно сумело за короткий немой период обрести многие художественные элементы. Все подвижные образы, реалистичная бутафория предполагают реальность отраженного. И как раз эти средства используют разнообразные кинодеятели в процессе создания фильмов. Какое смысловое наполнение имеет картина и что увидит рядовой зритель, зависит в большей степени от зрителя. Во времена СССР, т.е. определенной кинематографически очищенной изоляции, являлись показаны только избранные картины, которые ни разу не могли убедить в том, что несут в себе какие-то ложные или запрещенные идеи. "Проверка на дорогах" (1971) Алексея Германа-ст., "Комиссар" (1967) Александра Аскольдова, "Тема" (1979) Глеба Панфилова и другие тогда запрещенные шедевры прочно были спрятаны некоторые и уничтожены) от советских обывателей.

Сегодня

Последняя империя рухнула, а вместе и с ней и её неокончательно сформированная культура. В союзной республике Украине начался застой в сфере кинематографа последствия которого мы наблюдаем и сегодня. Общество накопления в процессе споров за имущественные ценности порвало тесные художественные нити. И вместо того чтобы строить культуру, которая бы стала основой прочной связи украинства и плацдармом для построения единой идеологии граждане насытившись бытовыми потребностями согласились потреблять «ширпотреб» завезенный из ближнего и дальнего зарубежья на радость их кинематографиям. В последние годы очень активную работу в сфере очищения украинцев от "тлетворного влияния" проводит комиссия по защите общественной морали запретившая среди прочего интересные в вопросе пропаганды картины "Бруно" (2009) и "Мы из будущего 2" (2010). Стоит ли здесь напоминать о вездесущем онлайн прокате этих картин и возможность загрузки лент в свободном доступе с интернет-ресурсов? Но даже не самых "моралистов" нужно обвинять в популяризации запрещенных фильмов а СМИ которые раструбили это известие для всех и каждого. И псевдозапрещенный плод попробовали все желающие.


В кинотеатры он так и не попал

Можно ли себе представить как о фильмах подвергнутых цензуре в СССР рассказывали дикторы новостей? Если существовали определенные ограничения они охватывали все средства информационного воздействия. Поэтому диктат идеологии был эффективным. Теперь это лишь "охота на ведьм", которая вносит в обыденность информационный повод. Так мы столкнулись с ситуацией государственной культурной незрелости. Картина "Бруно" - первая лента в Украине запрещенная за "показ гомосексуальных извращений".Т.е. можно рассматривать это неоднозначное решение как способ остановки пропаганды гомосексуализма в Украине. Но все же следует учесть тот факт, что в фильме явление гомосексуализма показано в совершенно непрезентабельном виде (в отличие от "Горбатой горы" (2005) которая была в широком прокате). И поэтому запрет ленты как агитационной является полным безумием. С другой стороны от фильма несет своеобразным сарказмом, который в определенные моменты трансформируется в откровенную печаль и даже отвращение. Конечно, это кино не для широкого проката. Но запрещать фильм в котором присутствуют несколько крамольных (и что важно гомосексуальных) эпизодов, и в то же время закрывать глаза на триеровской «Антихрист» (2009) заставляет поверить, что комиссия работает по только ей известным двойным стандартам.

По поводу невыдачи прокатного удостоверения российскому фильму «Мы из будущего 2» все понятнее: фантастическая картина отражает украинских воинов УПА в совершенно отрицательном свете, а сам фильм является полной и бессмысленной попыткой собрать все неадекватные представления россиян об украинском национализме и истории. Эта лента - одна из немногих совершенно нескромных украинофобских работ созданых за рубежом. Но самое интересное, что в фильме снимались сын и внук Богдана Ступки: Остап и Дмитрий. И это учитывая то, что в сиквеле отказался играть русский актер из первого фильма Данила Козловский, которого отпугнула откровенная антиукраинская направленность ленты.
Но на сегодня в России это не единственное явление возврата открытой пророссийской пропаганды.

Чем не советский агитплакат?

Никита Михалков всегда умело всматривался к западному кино. Это было ощутимо еще в «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). В новом тысячелетии у нас есть возможность просматривать три ленты режиссера, из которых ни одна не является оригинальной. Кризис Михалкова привел к идейному наполнению его «12» (2007): количество историй, рассказанных присяжными, без содержательного их решения убеждает в стремлении режиссера сосредоточить внимание зрителя на различных спектрах жизни путинской России, и тем самым подвести эмоциональный градус до критического, и завершить фильм , пока зритель еще не успел осознать, что Михалков спекулировал для кассы и на радость чиновникам. В одном из интервью газете «Аргументы и факты» автор весьма точно раскрыл свое творческое кредо: «Нас не будут уважать до тех пор, пока мы сами себя не начнем уважать. В Америке, к примеру, не стыдятся снимать фильмы, где едва ли не в каждом кадре звучат идеи патриотизма и величия американской нации». Вот и не удивительно, что лента «Утомленные солнцем 2: Предстояние» (2010) вышла со слоганом «Великое кино о великой войне». Нескромно, но по-имперски.
Современный российский режиссер Алексей Балабанов агитирует на другом уровне различными способами. В дилогии «Брат» (1997 и 2000) режиссер дерзко выносит русскую идею, а с уст героя Бодрова-мл. звучит: «Скоро всей вашей Америке кирдык», «Не брат ты мне, гнида чернож**ая», «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите» и т.д.

Завтра

Любопытно то, что все страны с имперскими планами всегда, через кинематографическую пропаганду отражали образ антагониста, соперника, врага. Об этом факте интересно высказалась русская авангардная легенда Наталья Медведева: «А кинематограф как работает? Он отображает, на примере джеймс-бондовских фильмов это очень видно, он сразу отображает, какие взаимоотношения между странами. Плохие – значит, там какой-то русский мерзкий будет в этой шапке "пирожок", такой дядька партийный отвратительный или милиционеры… А вот лучше отношения – там уже сразу появляется симпатичная агентша КГБ…». Так, на примере сериала об агенте 007 можно проследить взаимоотношения на карте мира. С первой картины «Доктор Ноу» главными врагами Бонда были выходцы из нацистской Германии, секретной полиции маршала Тито (бывшая Югославия), сицилийский и корсиканский мафии. Постепенно зло представленных персонажей перемещалось из отдельных группировок в преступников-одиночек. И если в 60-х эти группировки главной целью видели уничтожения СССР и США, то например в 80-х - полковника корейской армии, советских генералов, латиноамериканского диктатора. После разрушения биполярности мира спектр врагов Бонда также меняется: ​​появляются нефтяные магнаты, афганские принцы, члены террористических организаций.

В СССР все было иначе. Не особо заботясь о внешнем образе страны чиновники занимались изоляцией и консервацией пропаганды (что по сути и повлекло крах системы) среди населения. В страну допускались лишь избранные, идеологически правильные западные картины, где были вырезаны неблагонадежные эпизоды. Например советский зритель имел возможность видеть лишь черно-белый вариант антифашистского «Конформиста» (1970) Бертолуччи с вырезанными эпизодами сексуальной жизни героя. Сейчас, когда границы открыты, а мир благодаря интернет-паутине становится сродненным, информационные войны выходят на первый план. Ведь если раньше пропаганда существовала, маскируясь под искусство, сейчас она занимает пространство быстрой массовой информации, разлетающейся миром и создающей неправильное впечатление о чем-либо.

кадр из "Груза 200"

В кино пропаганда существует тоже, но это уже скорее агитация и культурный экстремизм. Вот, к примеру, лента Балабанова «Груз 200» (2007), где сразу после просмотра возникают помыслы о непреднамеренной пропаганде жестокости и пессимизма. Однажды все антиутопические прогнозы творцов экранного конца света («Армагеддон» (1998), «Послезавтра» (2004), «2012» (2009)) могут воплотиться в реальность и окончательно уничтожить её? В это верится с трудом, ведь такие фильмы выступают в роли шапито-шоу. А вот таким изысканным асоциальным явлениям, как «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрика и «Забавные игры» (1997) Михаэля Ханеке наличие всеобъемлющего таланта умноженного на великолепное ощущение реальности поможет всегда пропагандировать страх и удивлять разум. Пропаганда через кино будет действенной завтра при наличии художественного сегодня. Мир, очарованный войнами, поглощает всю быстродоступную информацию.

Саддам Хусейн может в аду, а возможно в раю

Настоящее кино остается в стороне, его пропаганда обманчива, ведь вся её мощь переместилась на всяческих телепузиков и героев «Южного парка» (1999), которые в этом полнометражном мультике жестко смеялись над связью дьявола и Хусейна. Главное во всем этом, чтобы пропаганда безвкусицы не заполнила экраны страны. От неё очиститься труднее всего.

mivanukha 07 апреля 2012
Комментарии
 
Имя
05 декабря 2016
Ваш комментарий
Какого цвета трава?
 
оранжевого
Зеленого
Красного
черного
Коричневого
Синего

Подписаться на отзывы

популярные новости

Мир богов и монстров. Первый трейлер "Мумии"

Том Круз в первом ролике ребута "Мумии".

05 декабря 2016

0
157

Киномарафон Amnesty International

Мероприятие будет проходить с 6 по 8 декабря в столичном кинотеатре "Кинопанорама".

05 декабря 2016

0
117

"Стражи Галактики 2". Новый трейлер

Малыш Грут, Ракета и остальные члены команды - в ролике очередного фильма Marvel Studios.

04 декабря 2016

0
247

"100 фильмов за 100 минут" в "Украине"

Фестиваль будет проходить 14, 16 и 18 декабря в столичном кинотеатре "Украина".

05 декабря 2016

0
94

kino-teatr.ua: версия 2.0

Сайт kino-teatr.ua представляет свою новую версию

21 октября 2008

239
62773