Юродивость по-голливудски
"О, Америка!.. Построена неграми, а правят в ней китайцы!" (из фильма)
"Да это же... девочка! Где у вас тут мусорная корзина?.." (из фильма)
Тезис о том, что все в этом мире делается через, простите, ж... получает шикарное подтверждение в новом фильме Саши Барона Коэна (он же "Али Джи", он же "Борат"), где разудало пародируется ближневосточная диктатура и ее особенности, а заодно (на чем делается главный упор) - непоколебимые устои американского общества и демократии. Такое количество туалетного юмора и сцен, где герои выделяют из себя всевозможные жидкости и прочие ингредиенты, еще надо было собрать в одном фильме...
Стеб, полный стеб над всем, без каких-то границ политкорректности и морали - собственно, фирменный знак Саши Барона. Он привык, как говорится, ни в чем себе не отказывать. Арабские ли террористы, отношения ли с Израилем, феминистки и роды, педофилы или башни-близнецы - все эти не приветствующиеся в "приличном обществе" темы, конечно же, появятся здесь в весьма необычном ракурсе... Здесь кончают на лицо Кэти Пэрри (замечательная девушка-певица правда в курсе и должна радоваться?..), Меган Фокс б...ствует (и не бедствует), а Эдвард Нортон дает подержать свои причиндалы какому-то китайцу... Острая политическая сатира под простеньким фасадом дешевой придурковатости и глума, невероятная смесь пошлости и гротеска, в которой порой проскальзывают на удивление забавные фразы и сценки - только ради этого и стоит смотреть "Диктатора". Вот у кого стоило бы поучиться всяким "нашеяичникам" - чтобы среди всякого непотребства хотя бы иногда... хотя бы на одну минуту... секунду... было бы чему улыбнуться. Почему-то у родных "баронов" юмора это заветное качество намертво пропадает, стоит им уйти из кадра привычного шоу в какие-то более широкие степи...
"Диктатору" не откажешь в своеобразном обаянии. Тем не менее, сказать, что фильм хорош - язык не повернется. Слишком уж много откровено "проходного" и второсортного здесь заодно намешано, то ли для условной "маскировки" (мол, по-другому на экран не пропустят), то ли действительно Саша Барон не умеет по-другому (и как тогда быть с интересной ролью в "Хранителе времени" Скорсезе?..) И остается один главный вопрос: действительно ли необходимо перелопачивать такую кучу дерьма, чтобы отрыть всего парочку-другую драгоценных зернышек?.. При том, что даже их "стоимость" можно подвергнуть определенному сомнению.
Но - любопытное кино, что есть, то есть. Не хотелось бы, чтобы комедийная мода скатилась так низко, однако, вместе с тем, для разнообразия, эдакий гипертофированный и политизированный юмор "а-ля братья Фарелли обкурились, подурнели и помолодели" тоже имеет право на существование.
На Руси издавна в большом почете были юродивые. Меж полным бредом и словесным поносом сумасшедшего они вдруг выдавали меткие и точные фразы о жизни и людях, что передавались из уст в уста... Сдается мне, Саша Барон Коэн со своими "антипародиями" где-то попадает в эту категорию...