Тяжелая честность
"Любимый игрок в чемпионате Англии? Чарли Адам из Сток Сити! Подумайте сами, футбол сейчас - это исключительно деньги, бизнес. А он - настоящий игрок". Примерно так звучит монолог одного из героев фильма "Я, Дэниэл Блейк", который открыл программу фестиваля "Новое Британское кино-2016". Для тех, кто не понимает, о чем речь: шотландец Чарли Адам играет за Сток, занимающий 12-е место в турнирной таблице Премьер-лиги, высшего футбольного дивизиона Англии. Звездой его назовут только самые преданные поклонники, несмотря на то, что Адам выступает за национальную сборную своей страны и играл в Ливерпуле. Звезда - это Златан Ибрахимович, а Джо - простой работяга, чья игра, тем не менее, многим приносит удовольствие.
Ровно такая же история и с фильмом Кена Лоуча. Современный кинематограф - это, прежде всего, деньги и бизнес. А "Я, Дэниэл Блейк" - настоящее кино. Живое, честное и, как часто бывает в таких случаях, достаточно тяжелое.
В жизни Дэниэла Блейка (Дэйв Джонс) наступила черная полоса. Он перенес сердечный приступ, и врач не позволяет плотнику вернуться на работу. В то же время, комиссия по трудоустройству считает его вполне здоровым. Блейк начинает борьбу против системы, которая, как легко догадаться, не заканчивается ничем хорошим.
Когда тебе за 80, время для экспериментов, кажется, уже прошло. Кен Лоуч этой весной стал двукратным обладателем Золотой пальмовой ветви Канн вовсе не потому, что подошел к своей новой работе новаторски и чем-то удивил зрителей с жюри. Британский корифей продолжает гнуть свою линию и ставит остросоциальные драмы, которые, как правило, являются мертвым грузом для больших прокатчиков, но прекрасно себя чувствуют в фестивальной атмосфере.
"Я, Дэниэл Блейк" - социальный манифест, яростно направленный против бюрократического аппарата и, в принципе, вполне универсальный. Важное высказывание Лоуча применимо не только к английским реалиям - в тисках безжалостной государственной машины может оказаться человек любой национальности. "Блейк" хоть и пытается юморить и хохмить в лицо власть имущим, но получаются нервные смешки, ведь реализм истории если не ужасает, то как минимум изрядно тревожит. Ну а старомодная сентиментальность Лоуча бьет точно в цель - говорят, в Каннах всхлипывали даже бывалые критики, что уж говорить о простой публике.
В атмосфере мрачной безысходности комик Дэйв Джонс – по сути, дебютант большого кино - размывает грань между художественным и документальным кино, перевоплощаясь в сборный образ хорошего и честного человека, который стал жертвой бессердечности и равнодушия. Рядом с ним такие же архетипы: любящая мать, жертвующая собой ради детей, сочувствующий работник системы, который вынужден подчиняться правилам – заложники ситуации, обреченные и смирившиеся.
Лоуч подчеркивает проблему, но абсолютно не старается ее решить. Он в очередной раз просто напоминает о ее существовании, и от этого становится еще тяжелее. Словно заглянул в чужую жизнь и вынужден бессильно наблюдать, как она рушится.