Фільм Мисливці на привидів: Крижана імперія 2024

К-19 (от EkYSELIOV)


Рецензия на фильм: К-19
Фильм К-19
Вот наконец-то мне удалось посмотреть К-19!
Трудно сказать что это –«Мятеж на Баунти», «Охота за Красным Октябрем» либо «Спасение рядового Райана-4». Видимо все худшее было почерпнуто из всех фильмов известных режиссеру.
А сколько было разговоров, запрет снимать на объектах ВМФ России, требование уцелевших членов экипажа внести изменения в сценарий, судебное разбирательство и т.д. и т.п.
Особый драматизм ситуации придавало еще не остывшее «тело» АПЛ “Курск”...Но фильм сняли (в Канаде) так, как увидела(прочла) историю подруга Джеймса Камерона. Правда под нажимом ветеранов настоящие имена были изменены.Но все равно фильм “...основан на реальных событиях...”, “...эта история оставалась тайной 40 лет...”—оставили под предлогом больших расходов на рекламу.
А потом фильм вышел в России и зазвучали уже другие голоса—прекрасный фильм, новый взгляд , без клише времен «холодной войны», и даже –вдумайтесь—Ура, американцы показали русских не такими тупыми(!?) как раньше!!!
Но вернемся собственно к фильму.
Лишний раз пришлось убедиться что сказки про “новый взглад” остались сказками. Экранный «русский», особенно эксплуатирующий смертельное оружие, должен выглядеть недалеким, если не сказать туповатым, и агрессивным, а значит - по-прежнему опасным. В голове американского обывателя ничего не должно меняться. И с какой это стати нужно воспевать русский героизм? Истинным героем может быть только американец типа Харриссона Форда, сокрушающий агентов российских спецслужб в обличье президента в боевике «Самолет президента» и прочих ... А если и присутствует героизм у не-американцев то сразу надо показать его бесполезным либо неосмысленным («Враг у Ворот»).
***
Явно под впечатлением «Das Boot» в лодку напихали массу открытых ящиков с овощами, коробок, мешков. На камбузе, как на голландских натюрмортах, были развешаны гроздья колбас, повсюду стояли ящики с вином... Русские матросы регулярно демонстрируют, что им не чужды и общечеловеческие ценности. В свободное от вахт и учений время они, как и положено, пляшут вприсядку и поют «Калинку». А в жилом 9-м отсеке образовался форменный зверинец. Матрос Женя холит и лелеет собственную крысу, которая своевременно гибнет в страшных судорогах от лучевой болезни, предрекая окружающим невеселое будущее.
***
Но зрелище всплытия на Серверном полюсе – это не для слабонервных!..
Командир, получив доклад о наличии льда, не стал искать полыньи, а презрев здравый смысл, не иначе как назло старпому (Лиэм Нисон), с которым весь фильм выясняет отношения, увеличивает ход до полного. Понимая, что добром это не кончится, отважный командир подает ранее неслыханную команду: «Приготовиться к удару!», игнорируя разумное предложение старпома задержаться на безопасной глубине. Режиссеру нужна динамика, и она ее добивается. Командир выглядит полным идиотом. Это впечатление усиливается, когда после удара о лед командир резким «Подождет!» отметает резонное предложение того же старпома осмотреться в отсеках. Напомню, что в подводной лодке проекта 658 (по которому была построена К-19)все три шахты с баллистическими ракетами располагались в ограждении рубки, и подобный удар поставил бы жирную точку не только на боевом походе...
***
Обратите внимание, что большую часть фильма за командиром неотступно следует минер Демичев, причем с пистолетом на боку, что категорически запрещено, особенно в ракетном отсеке. Но этого требуют законы жанра - необходимо убедить зрителя в том, что он «влиятельная фигура» и может находиться там, где ему заблагорассудится. Впоследствии, участвуя в пресловутом мятеже, Демичев не раз по-ковбойски выхватит свою «пушку». Его беспризорные подчиненные тем временем носятся по отсекам, оказывая «широкомасштабную» помощь соседям. Ну там пожар потушить, пробоину заделать... Лишь изредка эти славные ребята возвращаются в свой родной 10-й, чтобы, поражая зрителя сноровкой, изувечить друг друга торпедами. Кургузые торпеды, пропорциями смахивающие на поросят, приятно зеленеют (пока их не трогают) на фоне чудовищного размера морковки, неаккуратно распиханной по ящикам...
***
В реакторном отсеке с задумчивым видом слоняются 5 человек. Видимо, фибрами чувствуя приближающуюся аварию, они хотят держать руку на пульсе. И вот уже матрос Анатолий бодро, а главное, не задумываясь, рапортует об утечке в первом контуре. А командир Востриков (Форд), уже убедивший зрителя в своей жуткой принципиальности, грозно вопрошает старпома: «Кто ответствен за утечку?» (Прямо Мехлис какой-то.)
Появляется замок с цепью, им закрыта реакторная выгородка. Похоже, чтобы дать место подвигу - сначала в поисках ключа, а затем в перекусывании цепи. Авария в разгаре, а к стармеху, то есть инженер-механику ракетоносца, обращается матрос: «Интересно, у кого ключ?»
А стармех - одно из главных действующих лиц, отвечает, хлопая себя по карманам: «Надо же, где-то был...»
***
Историческая сцена в кают-компании офицеров. Обсуждаются предложения, как соединить цистерну пресной воды с реактором для его принудительного охлаждения:
Старпом: «В глубь реактора можно попасть через воздухопровод. Но чем качать и где взять трубы?»
Стармех: «Вытащим из торпед. Отличные трубки!»
Полянский - командир дивизиона движения (бодрым голосом): «Да, а варить максимум полчаса...»
Почему-то предложения исходят от механиков, которые могут только смутно догадываться о том, что находится в торпедах. Тем временем минер, чьи торпеды вот-вот начнут курочить, предлагает просто-напросто затопить лодку, а самим спастись на плотах!...
***
Трубки для охлаждения реактора извлекли из торпед, а не из арматуры торпедных аппаратов, как это было в реальности. Это ж ско-ко торпед нужно раскурочить...
Да и кто сказал, что торпеды так просто раскурочить. Haверное, что-то скрыто и за этим. Так и есть. Недотепы, разбирая торпеды, сливают керосин в трюм, забывая в суете будней его убирать. Тем легче будет организовать пожар, уже спланированный именно в 10-м.
Несколько умелых манипуляций, и боевое зарядное отделение валяется на палубе. Осталось отпилить наугад случайную трубку. Дело спорится, ведь этим делом занимается механик, а не минер, который продолжает шататься по отсекам с «волыной», лелея коварные мысли о мятеже.К удивлению механика, вдруг откуда-то брызжет гидравлика, уверенно заполняя трюм. А тут еще наш гринписовец - крыса сдохла...Ловкость рук и ...Пожар в 10-м отсеке!!!
***
Спуск К-19 на воду.
Орден «Отечественной войны» на носу лодки и безумное количество кумача в драпировке вызывали недоумение. Статистки, изображающие русских женщин в обличье «беженок», перепоясанные платками и медными котелками, в районе, заключенном «между спиной и обратной стороной колена», начинают раздражать. Вряд ли способствует упрочению прекрасного образа русской женщины и дурища в нелепом наряде, которой поручили изображать комсомолку, неловко бьющую бутылку шампанского о форштевень «К-19». Уродину всегда можно найти. Но зачем?
***
Что мне понравилось, так это так называемый «Офицерский клуб», изображавший Дом офицеров в Полярном. Уютное помещение, отделанное красным деревом и изящными драпировками. В центре - удобный во всех отношениях бар. Одно показалось немного странным. Стены украшали картины, изображавших сюжеты времен Русско-японской войны: нападение на Порт-Артур - потопление «Петропавловска» и, наконец, - Цусима! Неужели стены офицерских клубов в Гонолулу украшают японские картинки, изображающие атаку Пирл-Харбора?
***
Пирс в воображаемом Полярном. Съемки эпизода гибели доктора Гаврила(?!). Напомню, что доктор погиб под колесами грузовика, выбежав из лодки с нелепым криком: «Вы привезли медикаменты для тропиков, а мы идем на Север!» На шум подходит командир. Вокруг трупа Гаврила, лежащего в луже, толпится личный состав, побросавший все ради зрелища. Даже торпеду, которая одиноко болтается на ветру. Боезапас грузят одновременно с морковкой! Докладывают: «Побежал за одним грузовиком, другой наехал»...
Картину полного бардака довершил жуткий вопль инженера Полянского, до этого выглядевшего вполне нормальным: «По местам!»
Видимо по замыслу режиссера это обозначало плавное возвращение к исполнению долга.
***
По сценарию, а отнюдь не в реальной истории, возле аварийной ПЛ своевременно появляется американский эсминец «Декатур», благородно предлагающий помощь. Разумеется, «недалекие» русские с негодованием от нее отказались. Но часть неустойчивых юношеских сердец все же дрогнула. То матрос Женя пытается сбежать через аварийный люк 10-го отсека, где бушует им же инициированный пожар. То кок Андрюша в странной шапке из меха пожелтевшего белька, которая видимо должна подчеркнуть яркую индивидуальность, сигает за борт и плывет «навстречу свободе» в студеных волнах Норвежского моря. Его же уста изрекают главные символы «демократии» - бейсбол,Мэрилин Монро, «жувачка».
Мой школьный военрук наверняка сказал бы , глядя на экран: «Видите, нарушал, подлец, форму одежды, поэтому и к врагу дернул».
Подтверждается и голливудский стереотип о том, что все русские подсознательно стремятся сбежать в Америку.
***
Совершенно дико воспринимается сцена с демонстрацией задниц. Каково? Сорок продрогших облученных матросов жмутся друг к другу на верхней палубе. Внезапно раздается гул вертолетного мотора. В рядах - воодушевление. Наверное, наши! Это в центре Атлантики, когда в СССР не было ни авианосцев, ни даже бортовых вертолетов. Допустим, что они темны, как и подобает русскому матросу в понимании американцев. Но когда, вдруг распознав опознавательные знаки вероятного противника, все, как по команде, начинают демонстрировать голый зад, это говорит лишь об окончательной утрате создателями фильма чувства меры, без которого в искусстве, как известно, рассчитывать не на что.
****
...«Матросы» совершенно оголтелого вида тем временем ломились с кормы на нос, обтекая нестройными рядами рубку. Шла сцена эвакуации на борт дизельной лодки «С-270», которую изображала канадская лодка с высоченной рубкой.
На борту «спасенные» раздевались , обтирались губкой смоченной в ведре и закутывались в одеяла...
***
Зал судебных заседаний, где должно разбираться дело командира «К-19». Командира будут не заслушивать на коллегии или военном совете, а попросту судить. Первое, что бросилось в глаза, - дурацкая клетка.
Но Харисон Форд в клетку не полез – предпочел сесть перед клеткой.
А на стенах сочные произведения на русском языке:
«Советский суд - самый гуманный в мире».
« Чти уголовный кодекс»
и что-то еще..
И поди ж ты – не засудили...
Заключительную сцену на кладбище оставлю без коментариев...
Не хотелось бы повторяться но фильм оставил гнетущее впечатление.
Все время на втором плане внушается идея о ненужности (бесполезности) героизма проявленного советскими(!)людьми в той истории и вообще на фронтах «холодной войны».
Случилась авария-спустить флаг и бежать(лучше на американский эсминец), и никакие другие варианты не годяться...
Ну то есть возможны, но это не есть хорошо!
Видимо Кетрин Бигелоу либо не понимала моральной ответственности перед членами экипажа настоящей К-19, либо выполняла просто выполняла заказ ...
Ну чтож , чтобы снять хороший фильм , да еще на такую тему быть подругой Джеймса Камерона недостаточно...
0
EkYSELIOV 7 января 2006


Avatar
Имя:
19 марта 2024

Другие рецензии автора


Ничего не найдено