Жестокие игры
В чем сила молодых немецких кинематографистов? Они не более (и уж точно – не менее) одарены, чем их коллеги. Но их отличие заключается не в этом. Дело в такой страсти и гневе, с которыми они всматриваются в лицо своей родины, в поведенческие модели своих соотечественников, заданные привычкой демонстрировать отменное социальное (и физическое) здоровье в сочетании с традиционной прямолинейностью. «Пинг-понг» - замечательный образчик молодого немецкого кино.
Действие фильма разворачивается в современном загородном доме и вокруг него. Персонажей четверо – отец, мать, сын и племянник, который сваливается им на голову, как снег посреди июля. Еще есть собака, которой суждено сыграть в фильме ключевую роль. Причем она важнее отца, так как он удаляется в командировку, дабы потом подоспеть к самой развязке. Виртуозно играя кадром, крупными планами и тонкими движениями камеры, Матиас Лутхардт конструирует камерную пьесу на пленере, строгость формы которой лишь акселерирует психологическую игру с тремя участниками: жена – инфантильная соблазнительница, племянник – юный эфеб, не осознающий своей силы соблазнения, и сын – невротик, чувствующий, что его оставляют за бортом (жизни вообще) и оттого идущий вразнос. Фильм постепенно предстает перед нами как полотно, ткущееся не словами, а жестами и, особенно, взглядами. Совершенно логично действие подходит к непоправимому: сексуальной связи племянника с тетушкой, что поднимает градус психологического напряжения до точки взрыва, который не заставит себя ждать. Вот так, используя самые простые и доступные средства, режиссер Лутхардт создает драму неоспоримой силы. Хотелось бы чаще смотреть фильмы, столь удачно сочетающие в себе эмоциональную интенсивность и строгость стиля.