Призраки Св. Лорана - рецензия на фильм Святой Лоран. Страсти великого кутюрье

Войти через
Регистрация
 
Призраки Св. Лорана
 
Фильм "Святой Лоран. Страсти великого кутюрье"
«Святой Лоран» Бертрана Бонелло – лента кинематографиста в расцвете сил, сумевшего превратить классический байопик выдающейся личности в удивительную фреску не только мятущейся ее души, но и сути сформировавшей ее эпохи.
Лента Бонелло наполнена биографическими элементами, реальными эпизодами из жизни великого кутюрье, реконструкцией эпохи (в основном – с 1964 по 1976 года). Все крутиться вокруг отношений Сен-Лорана с Пьером Берже, хотя сути их мы не поймем даже после просмотра фильма. Если они основывались на некоем договоре фаустовского типа, который часто связывает бизнесменов и творческих людей, то нельзя сказать, что персонаж Берже в чем-то особо виноват. Конечно, он думает в первую очередь о развитии предприятия под маркой YSL, он неумолим в делах, он бесконечно подстегивает Сен-Лорана, но он и любит, и защищает его.
Вот кто подстегивает тягу к саморазрушению кутюрье, это его любовник Жак де Баше, снабжающий Сен-Лорана пилюлями всех цветом радуги. И фильм четко показывает, что если Дом Сен-Лорана и стал транснациональным предприятием и всемирным символом, то произошло это благодаря в равной степени и креативности художника, и амбициозному прагматизму бизнесмена. Как Сен-Лоран создал новый облик женщины, так и Берже дизайнировал самого Сен-Лорана. Отдавая должное биографической стороне своего произведения, Бонелло не ленится снимать мельчайшие детали работы Дома Сен-Лорана, в которых видна не столько мишура мира высокой моды, но и тяжкий труд, стрессы, пот.
Но несмотря на детализацию биографической стороны, завораживающая красота фильма кроется не в ней: в первую очередь «Святой Лоран» - фильм Бертрана Бонелло со всеми его наваждениями и постоянными мотивами творчества. Например, биографическая хронология постоянно нарушается: режиссер бесконечно пользуется и флэшбеками и (с позволения сказать) флэшфорвардами, он перескакивает от одного периода к другому, превращая жизнь Сен-Лорана в бесконечную спираль, ведущую к абстракции. И тут нет места случайности: идея Бонелло как раз и состоит в том, что сущность любого человеческого существа, а тем более – художника, раскрывается не через строгую последовательность прожитых им лет, а через непрерывность воображаемого. Всю жизнь он остается ребенком, на которого оказывают влияние и простые сцены, и первые встречи: первое платье матери, первая встреча с его моделью-фетишем или же любовником, первое письмо от Энди Уорхола. Именно в этом смысле «Святой Лоран» в одинаковой степени и классический байопик, и набросок внутреннего мира творца, который складывается не только из Уорхола, но и из Velvet Underground, Марселя Пруста, оперы и кино – от Трюффо до Офюльса. Например, сцена, в которой Сен-Лоран пять раз просит манекенщицу работать у него и столько же раз получает отказ, заставляет вспомнить о похожей игре в отказ в исполнении Даниэль Даррье в «Мадам де…». И не зря: час спустя Бонелло покажет нам этот знаменитый отрывок из фильма Макса Офюльса. Собственно, весь фильм строится на подобных рифмах, к числу которых можно причислить и использование мультиэкрана, превращающегося в метафору и творчества кутюрье, и труда кинематографиста.
Воздав должное великолепной работе Гаспара Юльеля (Сен-Лоран), Жереми Ренье (Пьер Берже) и Луи Гарреля (Жак де Баше), стоит сказать, что главной находкой Бонелло в «Святом Лоране» стало приглашение на роль старого кутюрье Хельмута Бергера. Появление в конце фильма актера-фетиша великого Висконти сравни появлению Марлона Брандо в «Апокалипсисе сегодня». И это становится одной из главных составляющих творческого рецепта Бонелло, наполнившего фильм не только личными сенлорановскими скелетами в шкафу, но и призраками Пруста и Висконти.

 

Рецензия на фильм Святой Лоран. Страсти великого кутюрье 1  
Алексей Першко 15 октября 2014
Комментарии
 
Имя
10 декабря 2016
Ваш комментарий
Как звали Карла Маркса?
 
Пит
Фридрих
Маркс
Карл
Энгелс
Бред

Подписаться на отзывы
Оценка автора
8 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 14