Искусство требует жертв
Рецензия на фильм: Молчание
Начало XVII века. Священники-иезуиты Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) отправляются в Японию, чтобы узнать, что произошло с их наставником Феррейрой (Лиам Нисон). Тот несколько лет назад начал христианскую миссию в стране, но так и не вернулся. Ходят слухи, что Феррейра отрекся от Бога и принял другую веру.
С какими фильмами ассоциируется у вас имя Мартина Скорсезе? Те, кто постарше, вспомнят "Злые улицы", "Таксиста" или "Бешенного быка". Поклонники Леонардо Ди Каприо тут же назовут "Остров проклятых", "Отступников", "Авиатора" и "Волка с Уолл-стрит". Кто-то вспомнит времена, когда Николас Кейдж был хорошим актером и снимался в "Воскрешая мертвецов", кто-то даже отметит, что "Хранитель времени" получил пять Оскаров. Так вот - забудьте о прежних работах режиссера. Он уже поднимал тему веры в "Последнем искушении Христа", но "Молчание" - проект, которым он грезил с 90-х - имеет мало общего с тем Скорсезе, к которому все привыкли.
Впервые за много лет Скорсезе отказывается от массового продукта. "Молчание" требует от зрителя слишком многого: терпения, внимания, выдержки. Веры, в конце концов. Задумка, которую постановщик вынашивал более двадцати лет, прочитав книгу роман Сюсаку Эндо, воплотилась в почти трехчасовой проповеди, которую Мартин очевидно, снимал не столько для людей, сколько для себя. Да, это монументальная работа, но она едва ли найдет отклик у каждого. К "Молчанию" нужно быть готовым, иначе может показаться, что Скорсезе тебя просто-напросто обманул. Но это вопрос личных ожиданий, а режиссер уже пришел к той точке своей карьеры, когда может делать то, что важно непосредственно для него, а не работать в угоду публике.
Что же волнует Скорсезе? "Молчание" - история о поиске Бога и себя, вере, жертвах, противостоянии культур и религий. Иногда мучительно неторопливая, иногда - жестокая и пугающе прямолинейная, страстная и очень специфическая. Мартин не церемонится с подачей - в какие-то моменты "Молчание" смотреть становится физически невыносимо. Но это путь, который нужно пройти до конца, чтобы получить, возможно, слегка разочаровывающий ответ на все заданные вопросы. Никаких откровений, никаких неожиданностей - все просто и ясно. Это рассказ не ради эффектных сюжетных поворотов, а, по сути, констатация факта, который очевиден с самого начала.
"Молчание" едва ли добьется кассового успеха, но будет тепло встречено теми, кто ценит гармонию (пусть и гнетущую) формы и содержания и считает, что кино - это не только развлечение, но и настоящее искусство. А искусство, как известно, требует жертв.
ЮШ 20 января 2017