Не бояться запачкаться
Три бразильских подростка - Рафаэль, Гардо и Крыса - подрабатывая на свалке, обнаруживают среди мусора портмоне. Находка приятная (в кошельке солидная сумма денег), но опасная - на их след выходят коррумпированные полицейские, которые работают на высокопоставленного чиновника, чья репутация теперь находится под угрозой. Помочь ребятам вызываются местный священник (Мартин Шин) и преподавательница английского (Руни Мара).
За вышедший 14 лет назад дебютный фильм "Билли Эллиотт" с юным Джейми Беллом Стивен Долдри был номинирован на Оскар. С тех пор режиссер не снимает простое кино: "Часы" и "Чтец" также претендовали на премию Академии, да и остальные проекты постановщика явно были рассчитаны на соискание наград. Входит ли в их число "Треш"? Разве что только по мнению самого Долдри. Работа вышла вполне самобытная, социальные вопросы задаются старательно и со знанием дела, но все это выглядит скорее зарисовкой на тему сложного быта южноамериканской молодежи, чем глубоким художественным произведением.
Впрочем, именно такой посыл несет литературный первоисточник - эдакая нравоучительная история о трудностях и стенаниях ищущих дорогу во взрослую жизнь детей, неоперившихся юнцов, которые сами уже считают себя мужчинами. Другое дело, что наивный и прямолинейный рассказ Долдри едва ли несет в себе даже минимальную воспитательную функцию. Это не более чем сказочка, где добро побеждает зло, а иначе и быть может. Другие варианты попросту не допускаются.
Дебютанты-тинейджеры в кадре смотрятся вполне органично, но это, пожалуй - единственная эффектная находка Долдри. Артисты с известными фамилиями, судя по всему, привлеклись к проекту, только ради более-менее громкой вывески - работать им абсолютно не над чем, материал сырой и не требует каких-то усилий вообще. Вот и получается, что Руни Мара бесполезно присутствует на экране, а Мартин Шин с глубокомысленным видом вещает прописные истины. Все просто, как дважды два: справедливость торжествует, герои уходят в закат, а подлецы зализывают раны, посыпая головы пеплом.
Делая ставку на экшн (или пытаясь делать), Долдри отказывается от привычного стиля повествования, но это едва ли идет на пользу "Трешу". Интрига отсутствует напрочь, хэппи-эндом веет за версту, а суровые будни бразильских беспризорников почему-то напоминают приключенческий аттракцион. Так и не скажешь, что им действительно тяжело - слишком уж легко ребята выходят в дамки.
Копаться в жизни рабочего класса - не самое приятное занятие, однако Долдри подходит к нему с улыбкой на лице. Трагизм подразумевается, но ловко задвинут на второй план. Фестивальная публика вряд ли будет довольна - уж слишком поверхностным вышел рассказ. Когда речь идет об огромной свалке, не нужно бояться запачкаться, иначе может выйти показуха.