Фільм Ми, наші улюбленці та війна 2024

"Эх, яблочко, молодо-зелено - Колчаку за Урал бежать не велено..."


Рецензия на фильм: Адмиралъ
Фильм Адмиралъ

«Смотрел АдмиралЪ – плакалЪ…» (народное)

«Именем Российской империи, я, ее верховный главнокомандующий, объявляю: ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА!!!» (адмирал КолчакЪ-Хабенский)

«Скажите, а вот Боярская, она всем дает – или только Хабенскому???..» (дотошный кинокритикЪ после просмотра сеанса)

Главная фишка фильма - перекочевавшее из «Иронии-2» трио в составе Хабенского, Боярской и Безрукова. Впрочем, те, кто рассчитывали на продолжение их сложных отношений, получили от ворот поворот: Безруков сыграл в этом фильме, прямо скажем, не самую большую роль, хотя довольно заметную – генерала Каппеля, сподвижника Колчака. Даже увидеть Боярскую (которая опять играет «стерву», какая там верность, что Вы, зато глазища – во!) ему не довелось – не доехал малость по сюжету… Колчак в исполнении Хабенского – тот еще «мачо», ради Боярской легко расстается с женой и сыном, хотя главная его страсть – флот и армия. Любопытно, что в первоначальном варианте Колчака должен был играть Домогаров, а Каппеля – Владислав Галкин. Сложно теперь сказать, выиграл ли фильм от подобных перестановок. В финансовом плане – безусловно да, ибо на раскрученное трио Х-Б-Б народ толпой валил больше, нежели на основную историческую закваску фильма…

Также стоит отметить участие сильных актеров на второй план. Помимо Безрукова это «Маргарита», Анна Ковальчук, прекрасно сыгравшую официальную жену Колчака. Во-первых, актриса показала широту своего диапазона, насколько сильно разнятся роли яркой ведьмы-Маргариты и тихой, робкой, преданной жены, во-вторых, как и в случае с «Иронией-2» трудно понять выбор персонажей. Но если там Безруков, переигрывая Хабенского, все же теряет Боярскую, то здесь уже сложно оценить выбор самого Хабенского, поскольку Ковальчук явно выглядит в своей роли поинтереснее Боярской… Тяжело понять, чем руководствуется «Колчак», бросая столь красивую, верную супругу, да еще с ребенком, ради глазастенькой вертихвостки (хотя понять, чем именно, в общем-то, несложно))) Но таков уж сюжет и распределение ролей от сценаристов. Зрителю ничего не остается, как принять его таким, как он сделан.

Еще несколько актеров перекочевало аккурат из «Господ офицеров», из одной исторической картины в другую. В роли друга Колчака занят «Фандорин-1», жгучий брюнет Егор Бероев. В небольшой камео-роли снялась еще одна заслуженная «Ироиня» всея страны – Барбара Брыльска. При всем богатстве параллелей с «ирониадой» и наличии Хабенского, режиссер, как ни удивительно, не Бекмамбетов, а Кравчук. Не Леонид и не Эль – Андрей.

Уже самое начало фильма растопыренной пятерней хватает зрителя за душу и другие жизненно важные органы: Колчак на миноносце (предположительно, «Потемкине») попадает под обстрел превосходящего мощью немецкого крейсера. Назад идти нельзя, там тоже враг, в общем, положение ощутимо пахнет керосином. Дальше события разворачиваются как в условном продолжении «Ночного дозора» Антона Городецкого, с коим поневоле ассоциируется Хабенский, хотя, на мой субъективный взгляд из него вышел бы идеальный вампир для этого эпоса))) Ну, посмотрите сами, дорисуйте сами мысленно «Колчаку» маленькие клычки и красный окрас глаз – Вельхеор и Кельнмиир вместе взятые, не говоря уже о каком-то Цепеше. Так вот, Колчак берет командование на себя, разворачивает корабль и идет на мины, которые он сам только что разбросал. Все в шоке, но другого выбора нет. Немец продолжает вовсю палить, разнося палубу к чертовой матери, взрыв в машинном отделении, люди горят и гибнут, стрельбу из бортовых орудий продолжать некому. Тогда сам Колчак поднимается к пушкам и приказывает полумертвым матросам собрать кишки в одну руку, а другой возобновить огонь, сам наводит пушку и… с одного выстрела разносит у немчуры управляющую рубку. Затем всех собирает на палубу помолиться (кто еще способен хоть на это), пока мины скребут по борту, и в тот самый момент, когда кажется все, капец, приплыл капитан Немо, немецкий крейсер налетает на мину. Скажите, ну разве это все не по-русски?!? Миг торжества, трупы уносят, затем бал, шампанское, звание контр-адмирала и… случайный поцелуй Боярской, который навсегда связывает их.

С моей стороны было бы не вполне корректно описывать события далее, поскольку многие еще хотят посмотреть этот фильм, благо, все же посмотреть есть на что. Батальные сцены сняты довольно эффектно, сверхкровавые эпизоды благополучно уходят от камеры, но налет реализма при этом явно присутствует – оторванные руки и ноги, дымящиеся раны, прочие «прелести»… В общем, твердую «четверку» за компьютерную графику можно поставить. Что же касается игры актеров… роли второго плана сыграны весьма неплохо и убедительно, но вот с главными героями есть определенная проблема. Прежде всего, Хабенский не очень хорош в роли Колчака, хотя старается, но определенную мимику тяжело стереть с его лица, и она мешает адекватно оценить исторического персонажа. Во-вторых, довольно неубедительно играет Боярская, как говорится, мало экспрессии, мало огня для такой роли. В-третьих, в игре и сценах Хабенского и Боярской очень часто присутствует и ощущается некий налет «современизма», что опять же, к сожалению, уводит нас в сторону от непосредственного вовлечения в картину, которая снята довольно динамично… Что касается ее историчности, считаю, данный аспект все же не слишком критичным для оценки фильма. Блокбастер, чего Вы хотите, ошибки и промахи в угоду внешним эффектам неизбежны, документальное кино и историческая литература – на другом этаже.

А так – все смотрится довольно эффектно и в меру патриотично, в кадре витают российские стяги (наряду с американскими и британскими), белые и красные (почему-то не фигурируют войска Центральной Рады)))), выстрелы и захваченные поезда, война, на которой есть место как подвигу, так и предательству… Эффектно, и, вместе с тем, суетно: ради чего, скажите, гибнут люди, столько людей, с обоих сторон, зачем они обрывают свою жизнь и жизнь других, в угоду каким эфемерным идеям и кличам «вождей»?.. И кто в этом всем виноват? Красные или белые? Террор осуществляли первые, но «белые» тоже не были ангелами, раз, во-вторых, во главе с императором, допустили разброд и анархию в стране, а, значит, несут ответственность, как минимум, наравне с «революционными силами». Людей довели, вот в чем первопричина, нищета отдельных слоев и общий кризис достигли такого уровня, что брошенные в толпу «красные» лозунги нашли столь живой отклик, превратили людей почти в зверей, для которых убийство, расстрелы и уничтожение себе подобных превратились в норму жизни. И остановить эту волну всеобщего безумия уже не могли никакие Колчаки и Каппели, пожертвовавшие собой (и своими подчиненными, не будем забывать), но лишь на время отодвинувшие неизбежное. Страшное, грозное было время…

Впрочем, довольно о грустном. Если руководствоваться здравым смыслом, а не тем, что ниже пояса, многие беды в будущем можно будет отвести. Просто не стоит быть слишком легкомысленными и считать, что история это «просто так, было и прошло». Нет, были люди, такие же, как мы, которые жили, чувствовали, любили… Об этом, в общем-то, и снят «АдмиралЪ», в меру неплохой фильм (хотя отнюдь не шедевр), который, наверное, все же стоит посмотреть на большом экране.

0
Ксеркс 8 октября 2008


Avatar
Имя:
29 марта 2024

Другие рецензии автора


Брат за брата Золото острова Гардиан Брат за брата

Оригинальное название этой ленты "Dangerous" ("Опасный") несколько лучше отражает суть сюжета, поскольку речь в...

21 февраля 2022
Конфетный период Календарь смерти Конфетный период

  Создатели этого фильма глубоко осознали мысль, что пугать в наши дни всякими "шкатулками дьявола" и прочими тайными...

31 января 2022
В борьбе за демократию Агент 117: Из Африки с любовью В борьбе за демократию

  Несколько неожиданное продолжение французской "антибондиады" с Жаном Дюжарденом. Комедия с легким привкусом клюквы,...

30 января 2022
Уснет даже барсук Тихая ночь Уснет даже барсук

 Очень тонкая английская драматическая комедия о "конце света". Нешаблонное кино, способное заглянуть в душу. Прекрасный...

23 января 2022
Тур в один конец Курорт Тур в один конец

  На удивление приятно смотрящийся фильм ужасов, как бы парадоксально это не звучало. Мягкий, вменяемый подход к сюжету, который,...

23 января 2022