Хоббит: Долгожданное путешествие
"...Опасное это дело, Фродо, выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно куда тебя занесёт"
"Жил-был в норе под землей хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит — благоустроенная". Не узнаете? Именно так начинается "Хоббит, или Туда и обратно" Толкина. И сразу же - отдельные благодарности Питеру Джексону за сохранение в точности этих слов в фильме. Для Бильбо Бэггинса этими словами начинается великое путешествие, для Толкина - работа над целым новым миром, а для читателей и зрителей - результат этой работы с долей спецэффектов в киношном варианте.
Поначалу думала, что стоило бы писать две отдельных рецензии - для толкиенистов и для киноманов. Ибо простым подходом к "Хоббиту" не воспользуешься. О нем не напишешь "по накатанной схеме", потому что лично для меня это были два года болезненного ожидания и периодического пересмотра "Властелина колец".
Что же, напомним, Бильбо Бэггинс - хоббит, жизнь которого течет своим чередом, пока в это течении не вторгается волшебник Гэндальф (ну его-то вы уж точно помните). Он помнит Бильбо еще юношей, гораздым на авантюры и жадным до приключений. Потому волшебник верит, что именно Бильбо может присоединиться к отряду из двенадцати гномов и отправиться на освобождение Одинокой горы от дракона. В качестве компенсации Бильбо обещают золото, но гарантировать, что он вернется из приключения не может никто. В какой-то момент в хоббите просыпается былая жажда новизны и он отправляется вслед за гномами и Гэндальфом, и путь их будет наполнен опасностями, невероятными приключениями и сложными испытаниями.
Картину разделили на три части, что вызвало немало возмущения у некоторых поклонников - мол, что там можно рассказывать три части подряд? Если присмотреться к первой, то становится понятно, что Джексон проделал колоссальную работу не только как режиссер, но и как сценарист. К примеру, в сюжетную линию вплетен некий Некромант. Интересно, что у Толкина он упоминался вскользь всего несколько раз и подразумевалось, что Некромант и есть Сауроном, главным антагонистом "Властелина колец". Правда, дальше скорее всего работало воображение Джексона. Из первой части "Хоббита" становится ясно только то, что Некромант может оживить умерших и направить их против живых. Ну, а по кастингу знаем, что его роль исполняет Бенедикт Камбэрбэтч, более известный как Шерлок.
Впрочем, так как до событий "Властелина колец" около 40 лет, Некромант и взаправду может стать воплощением Саурона. Вероятно, основное действие с его участием нам оставили для третьей части под названием "Хоббит: Туда и обратно". В остальном сюжетные отклонения от оригинала в фильме, конечно, есть, но где-то на уровне с "Властелином колец". Понравилось то, что Джексон от себя добавил достаточно интересные, абсолютно не лишенные смысла эпизоды. И оставил в композиторах Говарда Шора, писавшего музыку и к трилогии "ВК". Главный саундтрек поменялся, но он хорошо соответствует фильму и музыкальный ряд в целом отличный.
Картинка в "Хоббите" невероятная. В 2001 году и "Братство кольца" было однозначным прорывом, но, согласитесь, в 2012 году удивлять зрителей стало значительно сложнее. "Хоббит" в IMAX смотрится превосходно - чувствуется качественная нехалтурная работа как над цветокорром, так и над самим эффектом IMAX. На уровне с картинкой держится и звук - если обычно вы не обращаете внимание на звукомонтаж, то этот звук (конечно, в зависимости от кинотеатра, но всё же) вас впечатлит.
На kino-teatr.ua уже не первую неделю разворачиваются серьезные споры касательно качества дубляжа. Не делайте распространенную ошибку - не судите фильм по трейлеру. Плохой опыт, как правило. Украинский дубляж отличный. Он именно отличный. Не поленились перевести и песни, которые звучат вполне органично. Только немного смутил дубляж даже эльфийского языка, но в украинском прононсе звучит замечательно. Украинский язык сделал колоритным и без того колоритного Голлума, а "Моє золотце" звучит не хуже "Моей прелести". Серьезно.
И наконец-то - актерская игра. Представьте, как много "ВК" да и "Хоббита" снималось на зеленку. Те, кто видел видеодневники Питера Джексона со съемок, сейчас понимают, к чему я клоню. Большинство действия, которое разворачивается на экране снято на зеленом фоне, вместо на которого накладывается картинка. И в наши дни стало настоящим актерским мастерством играть на этих фонах - представлять то, чего перед тобой вовсе нет. Говорить с несуществующими персонажами (ладно, для этого не обязательно быть актером). Представлять все в своей голове и только тогда играть.
Мартин Фримэн стал замечательным Бильбо Бэггинсом. Возможно, поначалу он даже чересчур Бэггинс, но мы ярко чувствуем перемену героя не только благодаря сценария и постановке, но и благодаря реальной перемене самого актера. Кстати, в зале на просмотре раздавались женские восклицания: "А че он такой жирный?". Милые дамы, он домашний хоббит, он ест не менее пяти-шести раз в день. К третьей части станет просто моделью для Hugo Boss, наберитесь терпения! Гномы отличнейшие, и здесь стоит отметить грим - как и в "ВК" всё на высоте. Ну и есть возможность передать нашим старым знакомым, не растерявшим своего актерского таланта - Хьюго Уивингу (Элронд), Иэну МакКеллену (Гэндальф), Кейт Бланшетт (Галадриэль) и Кристоферу Ли (Саруман).
Ошибка многих зрителей в том, что, покупая билеты на "Хоббита", они надеются увидеть "Властелина колец". Но если вы читали книгу (а если нет - всё же прочитайте), вы помните, что даже сам стиль написания и сама история были куда легче, чем книжный "Властелин колец". Поэтому Джексон сделал абсолютно оправданный шаг, не добавляя первой части "Хоббита" чрезмерного эпика и пафоса. Это - другая история: по настроению, по атмосфере, да и по стилистике. И это логично, потому что это действительно другая история.
Сейчас "Хоббит" абсолютно заслужено включен в лонг-лист "Оскара" из 10 картин в номинации "Лучшие спецэффекты". Статуэтку он вряд ли добудет, но в пятерку войдет, хотя и эффекты в фильме из высшей категории (что вполне ожидаемо). Не исключено, что также "Хоббита" номинируют за музыку, грим, костюмы, операторскую работу и, вероятно, но не обязательно, режиссуру и "Лучший фильм". Будем ждать, сумеет ли он повторить судьбу "Властелина колец".
И в качестве прощальных строк настоятельная просьба к зрителям - смотрите "Хоббита" или в IMAX, или в кинотеатрах с качественной цифровой проекцией, 3D и звуковой системой. Таким образом вы обеспечите себе дополнительные 65% удовольствия.