"Мы за ценой не постоим..."
Любовь... она правит этим миром. На ней замыкаются все круги и открываются все шлюзы. Особенно, если речь об актерском "любовном треугольнике". Сперва Боярская была с Безруковым (звучит почти как "вначале было Слово"), но, тут как тут, аккурат под Новый Год, вклинился Хабенский ("Ирония судьбы 2") - "алкоголика из Москвы вызывали?.." Затем абстинент Хабенский стал адмиралом Колчаком, и она уже безраздельно была с ним, до самой проруби, а Безруков валялся рядом совсем безногов. И вот, "Матч", матч-реванш Безрукова, в котором у него с Боярской снова большая и чистая любовь, а Хабенского и вовсе нетуть!!! Как не разглядывай вражеские окопы и титры второплановых исполнителей.
Вот и понятно, чего больше всего боится несгибаемый вратарь "Раневич"-Трусевич в свитерке от Сергея Овчинникова. Не фрицев поганых и смерти. Не пропущенного невзначай мяча. И даже не чудовищного стриптиза от Боярской, хотя этого бы и стоило бояться. Нет, страх его пролегает в том, что вот-вот откуда-то выскочит Хабенский на лихом коне и, разметав всех киркой, уведет Лизоньку сниматься дальше, куда-то в другой фильм. Подальше с папиных глаз и от мстительных рук Безрукова, занятых недосуг пятнистым футбольным мячом...
Ну-ну. Хотя, казалось бы, какая любовь?! 1942-й год. Разгар войны. Захваченный Киев. Легендарный "Матч смерти". Гибнущие люди от рук оккупантов. Видимо, создатели фильма и решили как-то "подсветлить" картинку любовной историей, якобы, между Трусевичем и женой другого футболиста, Швецова. Чего на самом деле, разумеется, не было, ибо реальный Трусевич был женат на другой, и ее, к счастью, не было в это время в Киеве. В принципе, данный художественный домысел не криминален, поскольку женщинам тоже ведь надо на что-то смотреть в этой ленте, кроме футбола и войны...
М-да, что и говорить, сложная тема поднята в фильме. Был ли "матч смерти", не было ли его... Ведь погибли далеко не все футболисты, участвовавшие в том матче, погибли не сразу, даже успели провести еще один поединок... Историческую правду установить уже, наверное, не удастся. Пострадали ли люди конкретно за футбол, или же отступающие и начинающие психовать немцы, и без того бывшие теми еще "живодерами", загипнотизированными своим "великим вождем", просто, без повода, положили еще парочку тех, кого так мечтали сделать своими рабами?.. В любом случае, мы должны сказать спасибо тем "стартовцам". За их футбол, за победы, что сделали для людей больше любых канонад. И за честь, за динамовский дух, который они сохранили, несмотря ни на что.
Сложная тема (еще и Бабий Яр, а не только тот матч), сложный фильм. Но, во всяком случае, не глупый, не пустой, и не стремящийся все раскрасить черно-белой краской. В "Матче" немало непростых, противоречивых характеров, режиссер заметно стремился обойти явные штампы в изображении наших и немцев. В какой-то мере это удалось, но все-таки, стоит заметить, герою Безрукова, как и многим другим главных персонажам, не хватает глубины. Да и в целом военному-околовоенному быты немного не хватает детальности, проработки, реалистичности. Правда, при этом сценаристы были довольно прилежны к датам и событиям (например, со счетами матчей с участием "Старта"), поэтому явных и крупных исторических "ляпов" в картине нет, есть мелкие неточности и спорные эпизоды. Нет особой политизированности и каких-то намеренных передергов в ту или иную сторону. Да, встречали немцев с хлебом и солью, как освободителей, такое было не только в Киеве, но и в других городах. А уже потом люди начинали прозревать... Из песни слова не выкинешь.
А то ведь особенно кипучие идиоты (те, что обычно и всегда кипят) успели окрестить "Матч" "совдеповской агиткой" и "клеветой на щирих украiнських патриотiв та синiв"... Самое главное, что никто из них наверняка самого фильма не видел. Иначе бы не говорил. Ну, та же история примерно, что с "Августом Восьмого"... Лишь бы успеть громко повонять, пока ветер не унес. Печально, но так Украина и живет, между Сциллой и Харибдой. С одной стороны - "януковичи", с другой - "безмозговичи". Похоже, друг друга они совершенно устраивают. И как тут можно кого-то выбирать и зачем - непонятно...
Ну да это другая песня. А фильм... неплохой, но отнюдь не шедевр. Лично мне не хватило какой-то большей убедительности, искренности, искорки какой-то. Та же сцена в перерыве решающего матча - не убедила, какая-та нарочито "киношная". Не из жизни она. Безруков... опять ему только березы и не хватало для полного счастья. Ну надо ж как-то хоть иногда менять пластинку, нет?!.. Понравилась, правда, небольшая роль Екатерины Климовой, той самой девушки с красивыми ногами из "Свидания". Многие события показаны довольно куцо, схематично. Возможно, из той же осторожности или нежелания кого-то обидеть, но полету мысли здесь явственно не хватало смело раскрытых крыльев...
И сам футбол - он здесь будто исключительно для антуража. Показан абсолютно неярко. Понимаю, что фильм не только для футбольных фанов, но... Да и пенальти, выловленный в левой "девятке", намертво - это нонсенс. Мелочь, да, однако все ведь складывается из них. Почему ночнушке Боярской уделено больше внимания и прилежности, чем каким-то по-настоящему футбольным эпизодам?..
Но, повторюсь, в целом фильм неплох. Рекомендуется посмотреть тем, кто забыл свою историю и любит поговорить о том, что "при немцах было не хуже, даже чище", "да и вообще, Сталин и Гитлер - один черт" и прочую безмозглую чушь, недостойную даже ученика младших подготовительных классов какого-то там Регенсбурга. Хотя так, как нас сейчас учат и чему - что тут удивляться...
Главное, что ныне мы живем на своей земле, в мире, и не знаем ужасов войны и разрухи. (М-да, а еще можем спокойно нести любую пургу в интернете, довольно щелкая по клавишам, сыто смеяться над чужими бедами и страданиями, не веря никому и ни во что) Скажите за это спасибо тем, кто знал, кто перенес это на своих жизнях и плечах, кто победил, остановив железную поступь рейха, выиграв много, много таких "матчей смерти"...