Прикольная сказка

Войти через
Регистрация
 
Прикольная сказка
 
Новости: Прикольная сказка

Kino-teatr.ua: Как вы — известный режиссер неигрового кино — решили снять игровой фильм, да еще и детский?

Роман Ширман (в дальнейшем — РШ): Скажу сразу, что никакого большого желания заниматься игровым кино у меня никогда не было. Я себя очень хорошо чувствовал в документальном кино, познавательном, телевизионные программы я делал. И это стало для меня большой неожиданностью, когда мне позвонила продюсер Елена Фетисова и предложила мне сделать детский фильм-сказку. Я как-то даже сразу не понял, но она продолжала рассказывать, что это сказка, приколы всякие, музыка, и в эту секунду я понял, что я хочу, даже очень хочу. И этому было, вообще-то много причин: дело в том, что в последнее время я стал замечать странные вещи за собой — мне кажется, что я документалист не настоящий какой-то. Вот есть такое направление в документальном кино — и я страшно ценю этих людей, режиссеров, операторов, которые снимают жизнь, как она есть, которые наблюдают, которые могут жить со своими героями по полгода, да что там — по году. И я вижу как это сделано. В России есть даже целое такое направление — кинотеатр.doc называется. Это потрясающие фильмы, там есть такие мастера, что я просто снимаю перед ними шляпу, но с другой стороны у меня возникало легкое ощущение ужаса — мне бы не хватило ни терпения, ни интереса, ни любви к моей профессии, чтобы столько времени вот это все снимать. В кино, которое я снимал, конечно, были какие-то документальные моменты, но там были и поставленные вещи, и мультипликационные, и мистификации всякие. И еще одну странную штуку я стал замечать за собой в последнее время: вот снимаю я документальный фильм, слушаю, что мне люди рассказывают, пытаюсь их разговорить, растормошить и в какой-то момент понимаю, что если бы он по другому как-то все развернул, было бы лучше, если бы сказал не это, а то, и вообще вся история закончилась бы вот так, то было бы в 100 раз интереснее. И я говорил себе: «О чем ты думаешь?! Так же нельзя! Это документальное кино. Но вот если бы я сам это написал, было бы лучше — так мне, по крайней мере, кажется». И вот тут мне звонит Елена и предлагает сделать сказку, игровое кино. Я и подумал: «Секундочку, может это как раз оно и есть?!» Я не буду зависеть от того человека, который дает мне интервью, не буду зависеть от того, что на самом деле было, и пусть это будет любая ахинея или ерунда, но я ее придумал и только я за нее отвечаю. И в этом случае мои руки становятся развязанными. И в эту секунду мне стало ужасно интересно. И вот все эти причины вместе и привели к тому, что я тут же ответил согласием.

Kino-teatr.ua: То есть вы согласились сразу же?

РШ: Да, в тот же вечер, еще до конца разговора. Я, конечно, сделал вид, что раздумываю, взвешиваю все другие предложения, но поскольку Елену Фетисову я знаю уже очень давно, и сомневаться в ней мне приходится, я согласился.

Kino-teatr.ua: А то что ваш фильм — это сказка, пусть и не только детская, а расчитанная на широкий круг зрителей, вас не смущало?

РШ: Тут вот какой еще момент: за годы своей работы в кино я понял, что результат безусловно важен, но необходимо, чтобы и по дороге было интересно. Все-таки съемки фильма — это часть жизни, несколько месяцев, и мне важно, чтобы мне как режиссеру было интересно. Что касается зрителей, то мне остается только мечтать, что бы и им тоже понравилось. И в чем еще преимущество сказочного жанра: известно, что много документалистов уходит в игровое кино по самым разным причинам, но снимая игровое кино, они делают художественные фильмы в документальной манере. И я это хорошо понимаю, это естественно — ведь это своего рода плавный переход из одного жанра в другой. И это происходит в 99% случаев. Мне же было страшно интересно, то что это сказка, и такие штучки здесь не проходят ни при каких обстоятельствах.

Kino-teatr.ua: То есть вам хотелось моментально абстрагироваться от вашего предыдущего опыта?

РШ: Да, да. Ведь здесь это была смесь дураковаляния с выдумкой и вместе с тем с чем-то реальным — и все это требовало совершенно другой стилистики, подхода другого. И для меня это был очень интересный опыт. И азарт был большой — получится ли вообще. И, повторюсь, я думаю, что режиссер должен все время снимать какие-то разные вещи. Я знаю очень много хороших режиссеров, которые всю жизнь снимают о животных или о спорте, всю жизнь. Киевское «Динамо» вот так, еще раз киевское «Динамо», и киевское «Динамо» вот эдак — если бы я так любил киевское «Динамо», то был бы футболистом! То есть мне где-то помог эдакий режиссерский азарт, когда ты каждый раз... Ты можешь конечно проиграть — и было страшновато кидаться из крайности в крайность, но есть хоть иллюзия какой-то борьбы, деятельности.

Kino-teatr.ua: А со сценарием «Прикольной сказки» как происходило: вы взяли его и стали переделывать, или же его переделка происходила экспромтом?

РШ: Это происходило сразу и было одним из моих условий: я встретился со сценаристкой Виолеттой Гатти и с продюсерами и высказал им целый ряд предложений. Мне, кстати, очень повезло, что сценаристка оказалась очень покладистой. Сказка была очень милой и симпатичной, но для совсем маленьких детей. И при всем моем азарте делать сказки для детей 5-летнего возраста у меня не было ни малейшего желания. Я высказал ряд предложений, от которых Виолетта Гатти не была в восторге, но нам удалось договориться. Я предложил пуститься в более сложную авантюру и сделать фильм и для детей, и для взрослых. Ведь если я привожу ребенка в кинотеатр, то я не должен там умирать полтора часа. В общем, канва сюжетная осталась такой, какой ее создала автор сценария, а диалоги, фразы — это все мое. И я Виолетте очень благодарен за понимание. В моем отношении к сценарию, возможно, проявилось мое документальное прошлое, ведь в неигровом кино сценарий — это легкий повод для начала съемок.

Kino-teatr.ua: А откуда в процессе производства вашего фильма возникла Эстония?

РШ: Нам нужны были замки, а в Украине ситуация такова, что одни замки или уже приелись, а другие в таком состоянии, что работать там невозможно. А Естония — это такая среднеевропейская сказочная территория, где все понятно и все есть: и замки, и лес с гигантскими валунами, и даже водопад, который мы нашли случайно благодаря одному нашему приятелю, который нас просто подвозил. Тем более, что эстонцы еще и интерес к фильму проявили и денег немного дали — и в этот момент вопрос с местом съемок отпал окончательно. И чему я очень рад, что наш фильм — это первое совместное производство украинско-эстонское. И надеюсь, что не последнее. Картина была очень тепло принята в Эстонии, и они хотят продолжить сотрудничество. И пусть они дали не очень большие деньги, но это — деньги, и это — прокат: картина будет дублирована на эстонский и выпущена там в прокат, что очень приятно: не хотелось бы снимать только для своей семьи.

Kino-teatr.ua: Ваши продюсеры настоятельно советовали спросить у вас о каких-то забавных ситуациях, произошедших во время съемок.

РШ: Там смешного было много, хотя мы очень много работали. Рабочие дни у нас были страшно длинными: начинались они на рассвете, а заканчивались за полночь. И недели через 2 такого ритма...Хотя, возвращаясь к работе документалиста, вот представьте себе такую сцену: какая-нибудь девочка (как наша Принцесса) бегает по лесу, там туманчик такой и все. И что здесь такого снимать, казалось бы. В документальном кино это снимается так: берем машину, девочку, оператора, едем в лес, кто-то на заднем плане пробежал с дымовой шашкой и все: снято. А здесь я стою и вижу, как наша съемочная группа выезжает на съемку: сначала трейлеры — один, второй, третий, потом автобусы...Кавалькада как репетиция парада на День Независимости! Десятки людей...И все это для того, чтобы снять как девочка бегает между тремя деревьями! А потом понимаешь, ну да: в первой машине кран, во второй рельсы, в третьей свет, в четвертой — электростанция, потому что свет должен стоять. Вот в чем разница между документальным кино и игровым. Но возвращаясь к вопросу: однажды мы снимали под Таллинном, в маленьком городке, и мы с Делиевым жили в отдельных маленьких домиках на берегу залива. То есть вот так тут наши два домика, травка и залив. Красота! И кресла так специально поставлены ближе к заливу. Приезжал я за полночь, и у меня только сил и оставлаось, что 10 минут посидеть в кресле, расслабиться и спать, потому что в 5 утра подъем. И вот несколько дней подряд туда приплывали 2 лебедя, и я их кормил, чем было. 2 часа ночи, море, лебеди — класс! И так один день, второй день — такой вот релаксейшн. А однажды Делиев не пошел сразу к себе, а пошел за мной, увидел, чем я занят и спрашивает: «Роман, а что вы это делаете?» Я говорю: «Лебедей кормлю?» А он мне: «Каких лебедей?» Я отвечаю: «Да вот же они!» Он и говорит мне: «Да они, вообще-то, железные. Вы утром посмотрите». И впрямь, я утром подошел, а лебеди мои — эдакие железные грубо разукрашенные монстры, которых волнами качает. То есть я 5 дней кормил железных лебедей. В тот же день я пошел к Фетисовой и затребовал выходной. А вообще было много разных ситуаций, как, например, с прыжком Принцессы в море, а там всего 12 градусов температура. Даже каскадеры отказались, а Алена (Алымова) сказала: «Я же из Мариуполя» - и прыгнула. А за ней и джентльмен Делиев, который ее по роли спасать должен быть. Или Борис Барский, который предлагал переосмыслить сценарий и дать ему роль принцессы.

Kino-teatr.ua: А на какую аудиторию вы рассчитываете?

РШ: Снимая фильм я не думал о какой-то там элите из Киево-Могилянской Академии или многомилионной черни, нет. Я все поверял по себе: надеюсь, что если мне было интересно, то найдется еще кто-то, кто посмеется над теми шутками, которые были смешны мне. Возможно, это плохой расчет для режиссера, но я даже не пытаюсь угадать шутки, интересные всем. Иначе я ничего не смогу сделать. Если я начну подстраиваться, если мне не будет интересно, то не рассмеюсь ни я, ни зрители — это факт.

Kino-teatr.ua: Спасибо за интересный разговор.

Алексей Першко 08 декабря 2008
Комментарии
 
Имя
24 февраля 2017
Ваш комментарий
Сколько весит килограмм:
 
Децибел
Декалитр
килограмм
Грамм
Дециметр
Центнер
Тонну

Подписаться на отзывы

популярные новости

Фестиваль американского кино «Независимость» - 2017

«Радикальные монахини», мустанги и главные номинанты на паремию «Оскар»

20 февраля 2017

0
1701

Создана Украинская Киноакадемия

Которая вручит национальную кинопремию «Золотая Дзига»

20 февраля 2017

0
1278

Новый рекорд MyFrenchFilmFestival

И двойная победа "Новичка" Руди Розенберга

22 февраля 2017

0
949

Неудержимые отходят китайцам

Вместе с Рэмбо

23 февраля 2017

1
248

Wajda Week

Пройдет в Киеве от 27 февраля до 5 марта

23 февраля 2017

0
263