Канны: большие перемены

Войти через
Регистрация
 
Канны: большие перемены
 
Новости: Канны: большие перемены

История фестиваля, часть 6

В 1969 году Пьер-Анри Делё создал новую параллельную секцию Каннского фестиваля – «Двухнедельник режиссеров» - и был ее руководителем в течение 30 лет. Целью этой секции является представление публике малоизвестных иностранных режиссеров. Первое издание секции готовилось несколько впопыхах – всего за 2 месяца. В программу, показы которой в том году проходили бесплатно, вошли 62 полных метра и 26 короткометражек. Открывал первый «Двухнедельник режиссеров» кубинский фильм Мануэля Октавио Гомеса «Первая обязанность».
В 1977 году «Двухнедельник режиссеров» воздал почести умершему за 5 месяцев до фестиваля основателю Французской синематеки Анри Ланглуа, поместив его портрет на свою афишу. С 1981 по 1983 год в рамках «Двухнедельника режиссеров» существовала секция Super 8, которая так и не получила широкого признания.
В 1972 году президентом фестиваля становится Робер Фавр Лё Бре, а его директором – Морис Бесси. С их именами связано одно важнейшее изменение в механизме проведения фестиваля, точнее – в механизме отбора фильмов.  До этого момента фильмы на фестиваль представлялись правительствами различных стран, а новые руководители немедленно учреждают 2 отборочные комиссии – одну для французских фильмов, вторую – для иностранных. Поначалу это новшество создало определенные проблемы в подборе фильмов, но в дальнейшем оно прижилось не только в Каннах, но и на других фестивалях.
1978 год ознаменовался новыми иерархическими изменениями: новым генеральным директором фестиваля становится Жиль Жакоб – одна из самых ярких и значимых фигур в истории Каннского фестиваля. Жакоб и ныне занимает пост президента фестиваля. Первым его начинанием на новом посту стало учреждение нового приза – «Золотой камеры». Ее и по сей день отмечают лучший дебютный полнометражный фильм всех официальных секций фестиваля. В том же году Жакоб создает еще одну фестивальную секцию «Особый взгляд», которая была призвана помочь  маргинальным фильмам найти своего дистрибутора. Еще одной инициативой Жиля Жакоба стало сокращение длительности фестиваля с двух недель до 13 дней, что привело также и к сокращению количества конкурсных фильмов. Под началом Жакоба фестиваль старается лучше защищать свободу выражения кинематографистов от цензуры и идеологического давления в различных странах. Так, фестивальный успех значительно увеличил шансы Карлоса Сауры, Луиса Гарсии Берланги и Хуана Антонио Бардема в борьбе с установками франкистской диктатуры.  Каннский успех (или даже простое участие в конкурсе фестиваля) помогал фильмам режиссеров из развивающихся стран (например, малийцу Сулейману Сиссе) находить широкую публику, мировое признание и облегчение финансирования их последующих проектов.
В эти же годы меняется и принцип формирования большого жюри фестиваля. С момента основания Каннского фестиваля жюри большей частью состояло из членов Французской Академии, а теперь предпочтение стало отдаваться известным деятелям кинематографа. Такие попытки предпринимались и ранее, еще с 60-х годов: так, жюри под председательством Жоржа Сименона в 1960-м году присудило главный приз фестиваля «Сладкой жизни» Федерико Феллини, а в 1964 году жюри во главе с Фрицем Лангом отдало «Золотую Пальмовую ветвь» «Шербурским зонтикам» Жака Деми. Жакоб ввел новое правило: члены жюри могут не принадлежать миру кинематографа, но председатель обязательно должен был профессионалом от кино. Последним непрофессионалом во главе каннского жюри был в 1983 году выдающийся американский писатель Уильям Стайрон.  
Отметим также, что Каннский фестиваль, начиная с 70-х годов, широко освещается французским телевидением: в 70-80-х годах этим занимался канал Antenne 2, а начиная с 90-х и до сегодняшнего дня трансляции фестиваля ведет Canal+. C 1993 года осуществляются прямые трансляции церемоний открытия и закрытия фестиваля.
Фестиваль 1983 года принимал уже новый Дворец фестивалей и конгрессов, который фестивальная публика нарекла «Бункером». 1983 год запомнился также скандалом вокруг Изабель Аджани. Исполнительница главной роли в «Убийственном лете» отказалась позировать на официальном фотосеансе и участвовать в пресс-конференции. В ответ фотографы, стоящие на красной дорожке на вечернем официальном показе ленты при ее появлении повернулись к ней спиной, а свои аппараты демонстративно положили у ног.
Алексей Першко 12 сентября 2011
Комментарии
 
Имя
24 января 2017
Ваш комментарий
Какого цвета трава?
 
оранжевого
Коричневого
Зеленого
Красного
черного
Синего

Подписаться на отзывы

популярные новости

«Вечера французского кино» откроют иллюзией

Николь Гарсия и Брижит Роюан

20 января 2017

0
1484

Украинские деревья на экспорт

Марыся Никитюк едет со своим проектом «Когда падают деревья» в Италию

18 января 2017

0
2411

Зуландер против Бэтмена против Супермена

Объявлены номинанты на «Золотую малину»

23 января 2017

0
326

Между «Золотым глобусом» и «Оскаром»

Очередной приз Изабель Юппер

17 января 2017

0
2870