Американские мейджоры: Universal
История студии: часть 2
В 1945 году британский предприниматель Артур Ренк, в надежде расширить свое американское присутствие, покупает студию Universal и сливает ее с независимой компанией International Pictures под вывеской United World Pictures. Компания эта просуществовала всего год, уступив место новой фирме под названием Universal-International, новое руководство которой прекращает производство фильмов так называемой «серии Б». Особое внимание руководство новой старой студии уделяет вестерну, который приобретает новое дыхание с приходом тандема Джеймс Стюарт-Энтони Манн. Приобретает популярность и народная комедия – в первую очередь благодаря сериям «Френсис» и «Ма и Па Кеттл». В это же время на студии расцветает талант режиссера Дугласа Сирка.
В конце 50-х годов прошлого столетия американская киноиндустрия, а вместе с ней и Universal, переживает тяжелые времена – получает развитие телевидение, которое лишает студии значительного количества зрителей. И тут на помощь Universal приходит компания МСА (Music Corporation of America) – крупное агентство талантов и телевизионный продюсер. В 1958 году МСА покупает студийный комплекс Universal за 11 миллионов долларов и модернизирует его. При посредничестве МСА с Universal подписывают контракты актеры Дорис Дэй, Лана Тернер, Кэри Грант и великий режиссер Альфред Хичкок.
В 60-х годах прошлого столетия Universal занимается в основном производством телевизионного продукта и преуспевает в этом: например, на канале NBC в это время более половины всех самых популярных шоу и программ производятся именно Universal. Даже такие хиты как «Аэропорт», «Афера», «Американские граффити» и блокбастер «Челюсти», который вернул студии финансовую стабильность, не могли изменить этой ситуации. В 80-90-х годах на студии снимаются такие хиты как «Инопланетянин» Стивена Спилберга, «Назад в будущее» Роберта Земекиса и первый «Парк Юрского периода», но даже они не могут вновь сделать кино стабильно прибыльным бизнесом.
Еще в начале 70-х годов студия Universal совместно с Paramount Pictures создает компанию Cinema International Corporation, которая должна был заниматься мировой дистрибуцией фильмов, произведенных студиями. После присоединения к ним MGM в 1981 году компания переименовывается в United International Pictures (UIP). Под этим названим компанія успешно существует и до сих пор. В 1997 году UIP начинает заниматься дистрибуцией продукции студии Dreamworks.
В 90-х годах прошлого столетия начинается настоящая чехарда владельцев и реорганизаций Universal. В 1990-м году японский электронный гигант Matsushita Electric (торговая марка Panasonic)приобретает Universal, но вскоре продает студию канадскому алкогольному гиганту Seagram. В 2000-м году эту компанию покупает французский холдинг Vivendi, который к тому моменту уже владел европейским телегигантом Canal+ и Studio Canal. Этот медиа-конгломерат получает название Vivendi Universal и занимается как дистрибуцией произведенных Studio Canal фильмов («Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Братство волков») так и совместным производством новых лент (например «Реальная любовь», снятая за 40 миллионов долларов и собравшая в мировом прокате 246 миллионов). Отягощенная долгами компания Vivendi продает в 2004-м году 80% Vivendi Universal американскому гиганту General Electric, уже являющемуся владельцем национальной американской телесети NBC. Результатом этой операции становится появление компании NBC Universal. На данный момент этой компанией владеют корпорация General Electric и кабельный провайдер Comcast.
Алексей Першко 19 октября 2011