Затянувшаяся молодость

Войти через
Регистрация
 
Затянувшаяся молодость
 
Новости: Затянувшаяся молодость

Или так и не наступившая зрелость. Таковы мои ощущения на сегодняшний (26 октября, обед) день  от просмотров программы 37-го Киевского Международного кинофестиваля "Молодость". Вы можете возразить, что само понятие молодости противоречит наступлению зрелости, но я буду вынужден не согласится с вами. Хотя соглашусь с тем, что при просмотре конкурсных программ этого специализированного фестиваля не надо скидывать со счетов того, что специализация фестиваля как раз и заключается в показе дебютного кино и требовать от студентов или начинающих режиссеров глубин мысли, философских откровений, новых идей и выверенной режиссуры и работы с актерами не стоит. Стоит лишь рассмотреть в этих порой не совсем умелых работах тех, кто определит облик кинематографа грядущих времен. Но и с этим - за редким исключением - есть определенные проблемы. Если попытаться создать собирательный портрет молодого режиссера, основываясь на фильмах, представленных в студенческой и короткометражных категориях (полные метры - отдельный разговор, так как среди их режиссеров достаточное количество уже вполне возрастных людей, которые только сейчас подошли к своим полнометражным дебютам и считать которых персонажами, которые будут формировать облик кино в ближайшем будущем будет не совсем корректно), то получим приблизительно следующее: режиссер, практически безупречно владеющий профессиональными приемами (собственно, это относится и к операторам, монтажерам, звукооператорам - в общем, ко всем тем, кого в Америке считают техническим персоналом), способный складно рассказать короткую историю, после просмотра которой остается все-таки трудно определимое чувство неудовлетворенности (в лучшем случае). У меня нет никакого сомнения, что эти люди отлично впишутся в профессиональную среду какого-нибудь телеканала или рекламной (музыкальной) продакшн-студии (это вроде так называется на современном птичьем языке) или даже будут беспроблемно штамповать фильмы образца "Такси" или "Французского для начинающих", но - пардон за пафос;-) - новых бергманов с тарковскими, или, хотя бы, кимкидуков с леконтами я среди них не увидел. Хотя, возможно проблема не в молодых режиссерах, а во все более глобализированном и загламуренном обществе, предъявляющему к ним весьма конкретные, но далекие от эстетических, требования. Но вернемся непосредственно к нашим баранам, а именно к короткометражному конкурсу "Молодости" (на студенческом конкурсе я останавливался в своем предыдущем опусе). Точнее - я бы остановился на тех фильмах, которые представляют собой редчайшие исключения из описанной выше ситуации. В первую очередь я бы упомянул мексиканскую 12-минутную картину "Молоко и вода" Гарсии Ромеро Сельсо. Пожалуй, это тот редкий случай, когда формальная изобретательность не превращает фильм в набор кинематографических фокусов, что в сочетании с простой и, не побоюсь этого слова, человечной историей дает если не ошеломляющий, но вполне впечатляющий результат. Еще упомяну исландскую "Борьбу" (реж. Гримур Хаконнарсон), в которой режиссер с поистине викинговской сдержанностью умудряется рассказать наполненную внутренним напряжением не вполне традиционную (или уже более традиционную, чем та, которая являлась однозначно традиционной еще лет 20 тому назад)мелодраматическую историю. Еще отмечу французскую картину Ивонны Керуедан "Друг мой, все идет в мусор", но лишь потому, что этот фильмец показался мне продолжателем определенных интеллектуальных традиций французского кинематографа, что, в прочем, не является для его режиссера гарантией успешной карьеры даже во Франции. Скорее (к глубочайшему моему сожалению) ей уготована судьба одного из актеров, сыгравших в ее фильме, а именно господина Оссанга (FJ Ossang). Завсегдатаи "Молодости" должны помнить его по его режиссерской работе "Сокровища Сучьих островов" и по концерту панк-группы Messagero Killer Boy (или MKB Fraction Provisoire), лидером которой он является и по сей день. Добавим еще, что Оссанг является также автором ряда романов и поэтических сборников. Это я к тому, что он уже года 4 пытается получить финансовую поддержку государства для реализации своего следующего полного метра, на что надежда появилась лишь после того как его короткометражка Silencio получила в этом году приз Жана Виго и побывала в Каннах.  Вот, пожалуй, и все, о чем бы мне хотелось упомянуть в связи с короткометражным конкурсом "Молодости" (по крайней мере, с  той ее частью, которую мне довелось увидеть). Остальные же конкурсанты - или анекдоты ("Вне игры", реж. Майа Мартенс, Бельгия" или "Утковод", реж. Брайан Хенниген, Великобритания), либо формальные эксперименты с пространством-временем ("10:15", реж. Уго Феликс Меркадо, Мексика), либо чернушные экзерсисы на тему фатума ("Зуб за глаз", реж. Эйвинд Хольмбо "Лосось", Испания). Названные фильмы - как вешки, между которыми - крепкие, академичные, но ни к чему не обязывающие и не цепляющие  картины.

К вопросу о критериях отбора я уже обращался в своем предыдущем опусе, но подбор фильмов, вошедших в полнометражный конкурс, вновь заставляет меня вернутся к нему, и вот каком ракурсе: возможно я ставлю слишком высокую планку, но дирекция фестиваля постоянно апеллирует к примерам Каннского или Берлинского фестивалей, так что и в этой статье оно будет весьма оправданно. Насколько мне представляется, на упомянутых выше фестивальных мейджорах люди, возглавляющие их (Жиль Жакоб и Тьерри Фремо в Каннах, Дитер Косслик, как и его предшественник Мориц де Хадельн, входящий сейчас в большое жюри "Молодости", - в Берлине) не в последнюю (если не в первую) очередь призваны предлагать цельную программу, задавать ее то ли географическую, то ли тематическую направленность. Возможно, на "Молодости" еще не успела произойти передача полномочий от Андрея Халпахчи новому генеральному директору фестиваля, что и объясняет крайнюю неровность полнометражного конкурса, и это при том, что пожалуй в этом году его средний уровень повысился. Чем другим можно объяснить наличие в конкурсе невразумительного гиньоля из жизни днепровских казаков начала 19-го века "Конокрады" (реж. Миша Вальд, Бельгия), на просмотре которого в зале то и дело вспыхивали эдакие всхлипы полуистерического смеха, доносившиеся в том числе и из ряда жюри), и который соседствует с мощным, едва ли не монументальным трудом румына Кристиана Немеску California Dreamin', вызвавшим едва ли не самую живую (и весьма заслуженную) реакцию зала на конкурсном просмотре. В общем-то трагическая судьба Немеску (в прошлом году он погиб в автомобильной аварии) служит иллюстрацией к тому состоянию современного кинематографа, на иллюстрирование которого претендует "Молодость": лучшие, сняв единственный фильм глупо гибнут, а посредственности вполне успешно продолжают регулярно штамповать свои так называемые фильмы.

root 27 октября 2007
Комментарии
 
Имя
10 декабря 2016
Ваш комментарий
Сколько весит килограмм:
 
Децибел
Декалитр
Грамм
Тонну
Дециметр
килограмм
Центнер

Подписаться на отзывы

популярные новости

В Киеве покажут Новогоднюю коллекцию короткометражек

С 29 декабря в столичных кинотеатрах «Киев» и «Жовтень» стартует прокат Новогодней коллекции короткометражных фильмов под названием...

09 декабря 2016

0
151

Первые трейлеры "Человека-паука: Возвращение домой"

Marvel представляет превью к новому сольнику о Человеке-пауке.

09 декабря 2016

0
235

Дочери Джонни Деппа и Кевина Смита сыграют вместе

Звездные чада снимутся в режиссерском фильме Смита под названием Yoga Hosers.

20 августа 2014

0
2826

"Отряд самоубийц" получит расширенную версию

Режиссерский вариант будет длиннее на 13 минут.

05 октября 2016

0
1348

Король и президент

Первый трейлер фильма "Элвис и Никсон".

09 января 2016

0
708