"Санктум": "мы все погибнем". Кэп!
Одним из наибольших человеческих страхов есть страх быть запертыми в замкнутом пространстве без надежды на спасение. Это не клаустрофобия в традиционном смысле её понимания, которая в большей степени является безотчетным страхом перед замкнутыми пространствами. Но представьте - вот вы, храбрый исследователь пещер и подводных глубин, и внезапно дело и страсть вашей жизни превращается в ваш рок, грозя неминуемой гибелью как непосредственно вам, так и людям, зависящим от вас.
Я была свята уверена в том, что Кэмерон (пусть и в роли продюсера) будет штамповать фильмы, которые будут так или иначе связаны с рекордсменом всех ипостасей "Аватаром". К счастью, я не связала "Санктум" для себя ни с "Аватаром", ни даже с "Титаником".
О чем вообще фильм? Группа дайверов занимается исследованием подземных пещер, ранее неведомых роду человеческому. К ним присоединяется не вполне уравновешенный спонсор со своей девушкой и сын предводителя всей шайки дайверов, постоянно конфликтующий со своим отцом. И именно в этот момент буквально за секунды надвигается сильный циклон, провоцирующий внезапный обвал и подъем уровня подземной реки. Все выходы закрыты - группа вынуждена оставаться под землей в поисках нового выхода.
Лично мне категорически не нравятся фильмы, в которых уже через пять минут действа погибает первый герой. При чем, погибает нелепо и по сути глупо. С другой стороны, такой ход был вступлением к катастрофам, ожидающим группу последующие 100 минут. Их тут и об стены пещер швыряет, и речной водой затапливает, и камни на них рушатся, и волосы в звеньях металлических цепей застревают - короче, 33 несчастья. Не ожидайте, что выживут многие.
Кстати, уже чисто исходя из статистики погибших в фильмах Кэмерона (опять же - пусть и Кэмерона-продюсеар, а не режиссёра - вива ля стереотип!), особенно фильмах "водной" тематики, уже можно догадаться, что он - полнейший фаталист, любящий как следует пощекотать нервы зрителей, а иногда даже и попытаться выжать слезу из особо чувствительных.
Что хорошо? Хорошо то, что хотя бы два актёра из всего состава играли - отец да сын - Ричард Роксбург и Риз Уэйкфилд. Хороши локации - пусть моментами все эти пещеры - подземные и подводные - кажутся отталкивающими, пугающими, но тем не менее, они создают невероятно сильную атмосферу, а иногда даже чаруют своей красотой.
Хорошо, что Кэмерон, впихнув в "Санктум" свои деньги, не впихнул в фильм никакое пресловутое подводное чудовище, которое бы обвивало своими щупальцами незадачливых (и задачливых) дайверов. Низкий вам поклон, Джеймс, за это! Еще хорошо, что присутствует минимальная дайверская лексика, создающая хоть некое впечатление реалистичности. И безусловно, пусть не вполне идеальный сценарий, но сноска в начале фильма что "сюжет основан на реальных событиях" - да реально стрёмно становиться, когда представляешь, что с кем-то всё это происходило не понарошку.
Что плохо? Плохо, что смерти в основном выглядят немного глупо - тут у всех оказываются какие-то болезни, не вылезавшие до сих пор, глобальные бедствия, все начинают жадно поедать провизию, моментально сокращая её количество до мизера. Непродуманность некоторых моментов просто добивает - если хотелось впихнуть весь сюжет в 109 минут, почему бы просто не сократить количество героев? Не естественным путём - этого убьем, а этого пока оставим, а исскуственным путём изменения сценария.
Как дайверы, так и скалолазы (тоже присутствующие в бедственной команде) - люди, которые привыкли к постоянно повышенному уровню адреналина в крови, и по идее как раз они должны мужественно переживать кризисные и даже катастрофичные ситуации. Но тут у всех внезапно сдают нервы. И опять же - с другой стороны, это выглядит реалистичнее, нежели если бы все держались молодцами, делая храбрую мину и бья себя в грудь кулаками: "Да чё мне какой-то обвал? Я ж дайвер, вашу мать!". Не вполне понятно и то, зачем нужно было "Санктум" переносить в 3D - дурные тенденции. Увидеть капельки дождя, падающие будто бы из твоих глаз и ласту, вылезающую из экрана - о, да! Вау! 3D.
И что в итоге? Я бы ставила фильму несчастную шестёрочку, если бы не один фактор - психологический. Моментами действительно чувствуется неизбежность всей ситуации, неизбежность выбора героев - либо выживешь ты, либо кто-то другой, попытки борьбы за выживание и попытки побороть человеческие чувства ради инстинктов. Ну а уж если удается поставить себя на место героев, значит, фильм не так уж отвратителен и заслуживает хотя бы разового просмотра.