Фільм Ми, наші улюбленці та війна 2024

НЮНИ МИСТЕРА КЛУНИ.


Рецензия на фильм: Солярис
Фильм Солярис
Если попытаться воссоздать эволюцию ощущений, спродуцированных фильмом "Солярис", то выглядеть это будет примерно так.
Этап первый - большие ожидания.
Без преувеличения, "Солярис" был одной из самых ожидаемых картин 2002 года, и это не удивительно, поскольку проект изначально отмечен тройным знаком качества: Станислав Лем, Стивен Содерберг, Джеймс Кэмерон. Плюс пристойный бюджет, обеспеченный непоследним кинопроизводителем - компанией "20th Century Fox". Роман Лема дает грандиозную почву для взращивания солидного урожая из призов всевозможных кинопремий, и удивительно, что Голливуд обратился к сюжету "Соляриса" только теперь. В любом случае, проныра Кэмерон почувствовал запах "Оскаров" первым, возможно, лелея надежду заручиться такой же благосклонностью Американской киноакадемии, как это вышло с "Титаником". Впрочем, когда на горизонте замаячил Стивен Содерберг, чей "Траффик" буквально взорвал Америку несколько лет назад, Кэмерон уступил капитанский мостик молодой звезде, курируя проект в качестве продюсера. Выбор на роль Криса Келвина Джорджа Клуни хотя и насторожил скептиков, но в целом подогрел интерес к картине. Оставалось только ждать американской премьеры.
Этап второй - удивление.
Вялый старт в американском кинопрокате удивил, но не более. Все-таки, "качество" и "кассовый успех" - понятия далеко не всегда тождественные. Успокаиваем себя тем, что массовому зрителю кукурузная "философия" Шьяманала милее загадок Лема. Критические замечания на американских киносайтах во внимание не берем. Однако, по мере оглашения номинантов и победителей всевозможных опросов и премий, начиная с "кружка кинокритиков Сан-Диего" и заканчивая "Глобусом" и "Оскаром", удивление нарастает - "Солярис" не выдвинут ни по одной номинации! Неужели, действительно провал? Ждем украинской премьеры.
Этап третий - предпремьерный.
Нападки на фильм в предваряющих премьеру рецензиях откровенно раздражали, а настойчивые советы "не ходить на этот бред" посетивших кино в первый день украинского проката лишь укрепляли решимость.
Этап четвертый - "жестокая реальность".
Наверное, не зря в судебной практике США существует правило, согласно которому при рассмотрении особо важных дел присяжные изолируются от общества на весь период судебного разбирательства, им запрещается читать газеты, слушать радио и обсуждать с кем бы то ни было детали рассматриваемого дела, дабы лишняя информация не исказила чистоту их восприятия происходящего в зале суда. Беда "Соляриса" в том, что подавляющее большинство "присяжных" шли на этот фильм со своим, заблаговременно сформировавшимся, грузом ожиданий и скепсиса: "О, Лем, это должно быть что-то глубокое", "Кэмерон? Наверное, бюджет как в "Титанике" и куча спецэффектов", "Написали, что там Клуни впервые будет голяком!", "Интересно сравнить с работой Тарковского", "Содерберг? Тот, что снял "11 друзей Оушена?" Должно быть прикольно".
В итоге, обманутыми оказались все категории ожиданий: от романа в фильме осталось не так и много, спецэффектов минимум, стриптиза тоже и все это с одной стороны совсем "неприкольно", а с другой - вовсе не похоже на обогащенный спецэффектами ремейк картины Тарковского. Но самым удручающим компонентом оказались не сценарные недочеты и не куцые пейзажи планеты, а актерская работа тандема Джордж Клуни - Наташа Макелоун. Первый весь фильм проплакал, вторая окончательно подтвердила, что малобюджетные ужастики типа "Страх.com" - это ее творческий потолок. Если бы ведущие актеры сработали классно, вполне можно было бы простить сценаристу Содербергу умышленное упрощение и усечение сюжетной линии к трагедии Криса, потерявшего самого дорого человека. Но, дебют Содерберга на фантастической ниве, увы, не воспринимался ни как научная фантастика, ни как просто хорошая мелодрама на фантастическом фоне - для первого преградой стал кастрированный сценарий, для второго - бездарность актеров. Беспрерывные слезы Клуни раздражали не меньше, чем с параноидальной настойчивостью выдаваемый за улыбку хищный оскал Макелоун, доводивший до слез ее экранного мужа. После этого фильма главный голливудский мачо вполне может перехватить у плачущего едва ли не в каждом фильме Бена Аффлека титул самой большой плаксы Голливуда.
Единственное, что действительно понравилось в фильме - это чрезвычайно красивая музыка, создававшая какую-то магическую атмосферу потусторонности.
Что ж, блин действительно вышел комом, ведь большие ожидания всегда несут за собой и большую ответственность за результат, а ничто так не мешает объективному восприятию, как ожидания обманутые.
Хотя, справедливости ради, подавив раздражение от несбывшихся ожиданий, следует признать, что даже в таком усеченно-упрощенном виде фильм смотрится на порядок лучше пафосной белиберды типа "Знаков", качественно уступая в недлинном ряду прошлогодних фантастических лент, пожалуй, лишь "Особому мнению" Спилберга.
P.S. В пятницу, 21 февраля в кинотеатре "Киев" состоялась и англоязычная премьера "Соляриса". Стартовавшая совместная акция кинотеатра, компании "Гемини" и Британского Совета в Украине предполагает демонстрацию в "Киеве" американских фильмов на английском языке. Что ж, для столицы такой показ - давно назревшая необходимость. Правда, анонсированная пресс-конференция как таковая не состоялась, зато организаторы устроили праздник для любителей поесть на дурняк "кав'яр" и прочие яства. Поскольку пресс-конференция была заменена пренеприятным зрелищем пожирающих угощения журналистов (всегда удивляюсь, сколько ж это нужно не есть, чтобы так кидаться на бутерброды?), то информацию черпаю из официального пресс-релиза: вслед за "Солярисом", кинотеатр "Киев" планирует англоязычный показ "Daredevil" и "Just married". Также, в ближайших планах кинотеатра значится открытие конференц-зала для проведения культурных мероприятий.
0
Дмитрий Базив 9 января 2006


Avatar
Имя:
29 марта 2024

Другие рецензии автора


Ничего не найдено