Фільм Ми, наші улюбленці та війна 2024

Колоться по-русски.


Рецензия на фильм: Нирвана
Фильм Нирвана
Задолго до премьеры, еще в те дни, когда с переменным успехом шли съемки, гонцы с площадки осторожно говорили о фильме про город. Какой же город они имели в виду? Поверьте, точно не Хабаровск. Самый высокохудожественный и вдохновляющий, самый жестокий и колкий, город наркоманов, рок-н-рольщиков и кагэбистов - Санкт-Петербург, город, построенный царем-мучителем, первым императором в истории империи, развратником и расточителем, ученым и реформатором Петром I.
Однажды москвичка Алиса переехала в Питер. Причины у нее на это были исключительно личного, экзистенциального характера, поэтому для нас они не особенно важны. Так вот, в Питере Алиса знакомится с наркоманами, поселяется в ... мы скажем - в сквоте, а в милиции сказали бы - в притоне, и зарабатывает на жизнь уколами в больных старушек. Фоном ко всем этим событиям служит Питер - таящий угрюмые, кровавые тайны своего пока недолгого существования.
А вы бывали в Питере? Нет, не по турпутевке и не в гостях у институтского товарища - в настоящем Питере, неочищенном и неотгламуренном? В его "колодцевых" двориках, в мрачных старых кварталах с вечным слякотным межсезоньем? Тогда, когда серость стен может сравниться только со свинцовым оттенком реки трех революций - в те нередкие триста дней в году? Питер гнетет, Питер угнетает, Питер давит, Питер уничтожает. Но он же - вопреки златокупольной и белокаменной столице - заставляет думать. Чувствовать. Разрываться. Творить. Разрушаться... Умирать.
А еще на Питер можно посмотреть по-разному. Можно пройтись взглядом по всем туристическим достопримечательностям, потом заглянуть в приличные тусовочные точки, перекусить в традиционном для северной столицы общепите - Макдональдсе - и переночевать у знакомых. Можно окунуться в питерский культурный перфоманс и попытаться поднять "на гора" пласты культурных ценностей, доступных за билет. Но настоящий Питер - это Питер разрушенных личностей. Были времена, когда они, не нашедши себя в социуме, стрелялись, уезжали на войну, отдавали всего себя терроризму. Потом появился кокаин, как повсеместное увлечение.
Сейчас все более разнопланово. И намного страшнее. Жизнь простых российских наркоманов, их тревоги и надежды, их чаяния и упования, ломка и любовь - нива непаханая, снимай да снимай себе шедевр за шедевром. Особенно если учесть, что со времен полулегендарной "Иглы" прошло много лет и сменилось несколько поколений... запрещенных химических веществ.
Но традиция российских режиссеров: в стремлении к лучшему потерять хорошее. Вот и господин Волошин по каким-то только ему одному ведомым причинам разместил в фильме массу других персонажей - в основном мелких, непрописанных, непроигранных, непрочувствованных. Откровенно и бездарненько загубленных и запоротых. Главные герои (ну, скорее - героини. Героиновые) - яркие представители племени младого, племени малознакомого. О, об этих молодых актрисах можно начитаться хвалебных од и воспевающих отзывов! Мол, наконец-то пришли, наконец-то сменили! И так становится горько...
Эти сменили? Кого? Тех великих, которые уходят? Почему же тогда они играют так фальшиво? Так натянуто, пафосно, неестественно - так плохо? Может, потому их хвалят, что больше некого? Актеры старой гвардии служат фоном к молодым. И на фоне этого фона (пардон) главные, молодые и "наша надежа" размазываются и растрескиваются. Чтобы не было этого диссонанса - честное слово, лучше бы стариков не приглашали! Пусть бы уж эти копошились самостоятельно - чтобы не было видно разницы.
То, чего не запороли молодые актеры, запорол костюмер (не знаете, Жанну Агузарову в консультанты не приглашали?). Видимо, болезному спать не дают лавры Готье в "Пятом элементе". А, может, еще кого, но фильм воистину бенефис костюмного сюрра - Дали отдыхает. По расширенности сознания костюмера обгоняет только гример. Хотя и в этом фейерверке фрик-движения есть свои плюсы: для тех, кто запрещенными веществами не злоупотребляет, сразу становится ясно, чем заняты питерские наркоманы в редкие моменты, когда их не ломает и они не ищут смысл жизни. Да, товарищи наркозависимые старательно делают себе начес, мейк-ап и боди-арт.
Отходя же от приступов самоедства и ехидства, традиционно вызываемых Питером, все же стоит указать на очевидные преимущества ленты. Во-первых, это операторская работа - дерганная, неровная, под стать смыслу фильма. Наркоманская, ломанная - и этим естественная. Во-вторых, изображение любви или ее суррогата - изорванное, как жизнь наркомана. В-третьих, саундтрек - от него болят уши и душа.
В качестве вывода: фильм смотреть стоит. Правда, не в кинозале. Конечно, под настроение. Естественно, одному, без компании. Само собой - в трезвом сознании.
И помните: главное в фильме - он приносит частичку Питера, он заставляет задуматься. И в этом вам не помешают его множественные недочеты.
0


Avatar
Имя:
29 марта 2024

Другие рецензии автора


Нереальный блокбастер: хуже, хужее, охужительно. Нереальный блокбастер Нереальный блокбастер: хуже, хужее, охужительно.

Нет, кто-то должен это остановить. Прекратить издевательство. Очистить мозги зрителям... Да, индивидуальный террор еще ничего не решил......

26 сентября 2008
Справедливість є. За неї варто вбити. Право на убийство Справедливість є. За неї варто вбити.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что там сыграли ныне живущие боги. Два и одновременно, и на одном экране. Сразу! Хотя как раз в...

18 сентября 2008
Бедный, бедный, бедный Кейдж. Опасный Бангкок Бедный, бедный, бедный Кейдж.

Это пошесть сейчас в Голливуде такая, всем и поголовно снимать римейки. Свои-то, пусть и неказистые, но хоть свежие, идеи закончились, пора...

18 сентября 2008
Поучительная история о брачном аферисте, случайной Уме Турман и брошенном Ферте. Случайный муж Поучительная история о брачном аферисте, случайной Уме Турман и брошенном Ферте.

Все было бы хорошо, если бы Ума Турман не решила, что умеет смешить зрителей; если бы Гриффин Данн не решил повторить что-то, только ему...

13 сентября 2008
Как убьют Анфису Чехову? ССД (страшилки советского детства) Как убьют Анфису Чехову?

Российские режиссеры продолжают осваивать миллионы продюсеров и непаханые поля зрительских залов. После патриотических полускинхедовских...

4 сентября 2008