Жизнерадостная "Амели" с Мон-Мартра в роли загнанной турчанки - рецензія на фільм Брудні принади

Увійти через
Реєстрація
 
Жизнерадостная "Амели" с Мон-Мартра в роли загнанной турчанки
 
Фільм "Брудні принади"
Судьба всегда насмешливо играет людьми. Она дает нам родину одну с теплым и сухим ветром, но приказывает сердцу рваться в другую страну, за океаном, с холодными и влажными туманами. Как-то странно все это выглядит для людей, которые никогда не мечтали о романтических скитаниях по южным морям или загадочным ледяным глыбам Северно-ледовитого океана. Но когда мечта со временем взросления так и не покинула голову фантазера, наступает большой кризис. Хорошо, если в путешествиях есть поддержка родной тетки- миллионерши и старой девы, а если всего этого нет? Но, несмотря на все это, мечтатель, ты все же покидаешь свою родину? Тогда жди наглого стука в свою дверь иммиграционной службы или, как ни ужасно, предложения получить паспорт страны- мечты всего за один вечер, всего за одну … почку, за эту "грязную прелесть".
Такие искатели в идиллической стране скажут аборигенам: " Мы те, кого вы не замечаете, пока вас отвозят домой, убирают ваше дерьмо и сосут ваш член", - так, как выразился главный герой фильма "Грязные прелести" Окви (Чиветел Эджиофор).Фильм Стивена Фрирза " Грязные прелести" ( так неуклюже переведенный на украинский язык как "Брудні втіхи") именно об иммигрантах- нелегалах в сокровенном для них мегаполисе Лондоне.
Окви - негр- нелегал скитается в огромной столице только потому, что на своей родине находится в розыске за несовершенное им преступление. Шинай (Одри Тоту, известная украинскому зрителю по фильму-феерии "Амели") - турчанка, такая же нелегалка как и Окви с той лишь разницей, что она по-детски мечтает попасть в Нью-Йорк, где "полиция ездит на белых лошадях, а на Рождество там деревья украшают фонариками".
Шинай и Окви попадают в один кадр Фрирза неслучайно. Их объединяет странная любовь друг к другу. Любовь эта, несмотря на ярко горящие глаза зрителя "а что дальше?", не находит места в быстрых минутах ленты и заканчивается крахом зрительского интереса: по разные стороны турникета в международном аэропорту Окви и Шинай с блестящими от слез глазами шепчут слова любви. Но этого уже никто не слышит.
Клятва Гиппократа, данная Окви на родине в Лондоне, находит совсем другое назначение: " …спасаю тех, кого другие бросили", - говорит Окви - таксист. Но, как видно, клятва есть клятва, он ей никогда не изменял. Сборище таксистов-нелегалов не может "оторваться по - культурному", их расслабление после игр в прятки с агентами иммиграционной службы заключается в надменных ласках с дешевыми проститутками. И как результат - венерические заболевание. Не имея социальной страховки и при этом, имея неписаный статус нелегала в больницу идти едва ль правильный вариант. Их всех лечит Окви.
И вновь в кадре Шинай и Окви. Он снимает у нее диван, так как днем работает таксистом, а ночью- портье в довольно дорогом отеле. Она - уборщица в этом отеле. Он постоянно жует экзотическую бодрящую траву, а она, наперекор своей религии, пьет вино в захудалой лондонской квартире тоже не от хорошей жизни.
Шинай не откровенничает со зрителем на улицах Лондона. Героиня Одри Тоту сквозь весь фильм проходит, словно глухая, в мире столичных древних улиц. И в этом состоит, чуть ли не главная идея режиссера Фрирза. Ведь он выбирал для роли именно не англичанку, он выбирал ту, которая бы английский язык не считала родным. Ведь когда вокруг говорят на непонятном языке, невольно чувствуешь себя глухим, и, как слепец, плохо ориентируешься в окружающем мире.
Гостиница, где работает эта пара, проливает тусклый свет на работающих здесь, тем самым скрывает цвет и расу других нелегалов и сглаживает тусклым светом нечистоты и непорядки здесь происходящие. Однажды Окви, исправляя неполадку в ванной комнаты со скомканными простынями без посетителей, обнаруживает человеческое сердце. Менеджер отеля, отменный хам, никак на эту находку не реагирует, более того - предлагает Окви за молчание деньги. Деньги за молчание - плохой признак. Его наблюдения за номером 510 приводят к заключению: там периодически делают операции по удалению почки взамен на паспорт гражданина Англии.
Фрирз выплевывает кадр за кадром так же надменно, как и само отношение к этим людям, находящимся на периферии взглядов у столичных обывателей. Шинай преследуют агенты иммиграционной службы, из-за чего ей приходится уволиться из отеля и устроиться на подпольную швейную фабрику. Цена работы там дорого стоит для ее чести и достоинства. На серо- желтом лице появляется постыдный пот, а синеватые губы ожиревшего шефа лоснятся слюной удовольствия от насилия симпатичной молоденькой турчанки. Отчаянное решение девушки на получение паспорта взамен почки режиссер залил красками турецкой музыки, в которой иммигрантка утверждает свое решение.
…В той же комнате 510, окутанной страхом и проклятиями в простынях кроется медицинская стерильность. Шинай спит, вероятно, под наркозом. Белый халат и перчатки на не дрожащих руках Окви. Он берет скальпель…Следующий кадр мог бы разбить всю тоненькую паутинку простых человеческих чувств в дребезги и за это смело разбить весь труд снятия фильма в психологических тонах Фрирза. Но не тут-то было!
Ну и не тут говорить, что добро побеждает зло. Слегка идеализированные герои Стивена Фрирза и Стивена Найт (сценарист) не могут не раздвоить отношения зрителей к происходящему. Ведь довольно популярная тема трансплантации человеческих органов незаконным путем сама по себе популярна и злободневна. Нелегальные иммигранты - тоже не новая тема. А вот то, как эти иммигранты, согласно фильму, оказываются честными и порядочными ну, прямо-таки все, кто только попал в камеру- это подозрительно. Вероятно, сценарист и режиссер думали над такой обывательской мыслью и оставили для нашего удовлетворения тот самый гостиничный номер 510, где бы сбылась мечта не только их героев-страдальцев за паспортом, но и для нас, подозрениями в нечестности всех иммигрантов- нелегалов мучимых. Фильм не делает смелых заявлений, он просто прокручивает несколько тяжелых и мрачных дней турчанки и африканца кадр за кадром в тусклых тонах света, впрочем, как и само их существование. Ведь именно такое "оно" их существование в погоне за идиллической мечтой, существование нелегальных, беспаспортных иммигрантов.
Рецензія на фільм Брудні принади 0  
Leta 06 січня 2006
Коментарі
 
Ім’я
24 лютого 2017
Ваш коментар
Скільки ніг у дельфіна:
 
шість
девять
Чотири
Дві
Вісім
Жодної
П’ять

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
7 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 1