«ДОГВИЛЬ». В ЖИВЫХ ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН - рецензія на фільм Догвілль

Увійти через
Реєстрація
 
«ДОГВИЛЬ». В ЖИВЫХ ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН
 
Фільм "Догвілль"
Фанаты «Догмы» могут отдыхать. Фон Триер нарушает ее уже своим первым кадром. Хотя претензия осталась: после окончания кто-то особо эстетствующий робко затянул неуместное уже «Браво!».
Говоря откровенно, Триер снял телеспектакль – жанр, популярный в советское время, но наводящий смертельную тоску. Но при таком подходе все расставляется на свои места. И декорации, условно применительные для театра, но «новаторские» для кино. И длинные монологи, словно взятые из мыльных опер. В «реальной жизни», столь восхваляемой авторами «Догмы» все происходит динамичнее. Нет, при этом фон Триер превосходно чувствует глубину кадра (или сцены?). Но хорошая режессура заключается не только в этом.
Сюжет «Догвиля» до банального предсказуем. Точнее, он уже использовался не раз. И далеко не два. Потому за трагическим превращением Принцессы в Золушку лучше следить с наблюдательской точки зрения. Здесь интересно уже не содержание, но форма. При этом фон Триер повторяется. Во-первых, обнаружилось, что у культового режиссера некий зуб на американскую глубинку. Обличение социума, воспринятое в «Танцующей в темноте» как гражданский протест, в «Догвиле» превращается в тривиальный прием. И там, и там, под каток добропорядочных внешне, но прогнивших изнутри «среднестатистических американцев» попадает женщина. Это еще один образ, таскаемый фон Триером из картины в картину. При том, из Грейс в «Догвиле» он делает сексуальную страдалицу – прямая параллель с «Рассекающей волны». Но при всем этом режиссер не рассказывает ничего нового. В том, что в каждом из нас есть как доброе начало, так и злое – известно давно. И что люди проявляются по-разному в одних и тех же ситуациях, но под действием малоотличимых факторов - тоже не новость. Собственно, весь «Догвиль» построен на этом. Есть ситуация: девушка по имени Грейc, желающая укрыться в симпатичном городишке. И жители его сперва очень милы. Равновесие нарушают приезды полицейских. Ничего не меняя по сути – только форму объявления о розыске, они меняют отношение жителей к данной ситуации. Одним словом, фильм о ситуативности человеческого мышления.
По-настоящему хороша разве что сцена разговора Грейв со своим отцом. Это кульминационный момент фильма, где режиссер высказывает собственную точку зрения по поводу всего происходящего. Отец-ганстер жестко клеймит «высокомерие» дочери. Правда, под высокомерием он имеет ввиду некое «донкихотсво» своей кровинушки. Мессианство, по мнению отца (или Триера?) - высшая степень высокомерия. И Грейв, до того испытывающая мазохистические страдания, переходит в новую ипостасть. Теперь она – не мать Тереза. Она – карающий меч инквизиции. И власть ей нужна для того, чтобы сделать мир лучше. Первый шаг к «улучшению мира» - жестоко расстрелянный и тщательно сожженый Догвиль. И застреленный собственноручно любимый в придачу. Как по мне, немного попахивает фашизмом. Тогда тоже хотели сделать мир лучше. По своему, конечно, разумению. При этом впечатляет, как фон Триер снял сцену расстрела – с приставлением автоматов к грудным детям. Отсутствие крови и театральная опять-таки ненатуральность делают эту сцену еще трагичнее.
Догвиль уничтожен, остался только пес Моисей. Отсюда, по правде говоря, и название статьи. Кстати, на Каннском фестивале фильм особым успехом не пользовался. То ли мода на Триера проходит, то ли в моде – нечто иное. Пока же режиссера можно поздравить с тем, что он семимильными шагами идет к коммерциализации. Первый признак – Триер начал снимать кино не об ощущениях, а о сюжете. Конечно, остались рудименты новаторства а-ля «пьяный оператор», когда от расфокусов и качки начинаются приступы морской болезни. Или – тусклая пленка с крупным зерном, используемая Триером. Но популярная красивая актриса – Николь Кидман - уже приглашена. А это уже приманка для массового зрителя. В данном случае нет никакой попытки обличить Триера – простая констатация фактор. В конце концов, явления перехода из «инди» в «коммерцию» происходят часто. Если не повсеместно. Между творчеством и ремеслом очень часто лежат деньги. Об этом легко писать, но сложно балансировать самому. Потому, на самом деле, фон Триеру не позавидуешь. Он просто стал заложником собственной популярности.
Рецензія на фільм Догвілль 0  
Коментарі
 
Ім’я
23 травня 2017
Ваш коментар
Якого кольору трава?
 
помаранчевого
Зеленого
Синього
Червоного
чорного
Коричневого

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
7,6 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 10






fk tw G+