Остров Веры и Надежды - рецензія на фільм Острів

Увійти через
Реєстрація
 
Остров Веры и Надежды
 
Фільм "Острів"

Да, сложно писать рецензию на такой фильм. Тут не разложишь все по полочкам, не разберешь все до винтика, не проведешь везде четких причинно-следственных

связей. Это не просто фильм, это кусок жизни. Актеры в нем не играют, а живут. Живут именно той жизнью, конца семидесятых. Но эти люди близки и нам,

живущим уже в XXI веке, ибо человека по-прежнему терзают сомнения, он по-прежнему в поиске смысла своего существования, душевной гармонии.

Сменился

социально-политический антураж, на смену одной доктрине пришла другая и не поймешь, какая из них более опасная для мятущихся душ Туманные и не различимые

очертания вершин коммунистического рая сменились золотыми, слепящими глаз вершинами материального благополучия как конечной цели , которой должна быть

подчинена вся человеческая жизнь. А душа как тогда, так и сейчас бьется, не находит покоя, чувствуя частичкой своей Божественной сущности, которой она и

является, всю фальшь этих идолов богатства и стяжательства. И хорошо, что бьется, не спит, значит, есть шанс спастись.

Герои фильма узнаваемы и близки нам.

Для кого-то это отцы и матери, для кого-то – уже бабушки и дедушки, а какой-то мере, повторюсь, и мы сами в том же поиске и борениях. Меня фильм в первую

очередь и покорил своей жизненностью. В нем нет лубочных героев, причесанных и прилизанных волосок к волоску. Это касается как простых мирян, так и

представителей монашеской братии.

Что касается простых людей, для каждого из которых этот остров стает островом последней надежды, а для некоторых, возможно и первым шагом на пути

переосмысления своей жизни, то все их трагедии сурово жизненны, а не искусственные и приторно-слезливые. О подобном мы слышим чуть ли не каждый день и

сегодня. И это еще один важный урок: путь ко спасению нередко лежит через скорби, ибо многие вспоминают о Боге в тяжкие часы испытаний, а в минуты радости

забывает о Божиих милостях подобно тем девяти исцелившимся прокаженным.

Взять хотя бы эту молодую женщину с покалеченным дитем. Стоило свершиться акту

Божественного милосердия, на первый план выходит мирская суета, до последней минуты казавшаяся столь ничтожной и малозначимой. Институт, проекты, которые

надо сдать и без которых, судя по ее переживаниям, остановится прогресс. Куда уж тут до дела спасения?! И кто скажет, что эта история не жизненна? Она и

сейчас актуальна для нас и, как ни парадоксально, может еще больше, чем 30 лет назад. Сегодня, слава Богу, возрождается Православие, строятся храмы, в

которые можно прийти, не опасаясь зоркого глаза кегэбиста, мы получили доступ к богатейшему духовному наследию, которое оставили нам тысяча лет Православия

на Руси, возрождается священство и монашество.

Но на злобу дня вышла та самая уже упомянутая мной проблема золотого тельца на окутанной туманом призрачной

вершине. И мир начинает настолько же трудный, насколько бессмысленный подъем к этой вершине. Темп жизни ускоряется, каждый день надо куда-то спешить, решать

гору, на первый взгляд, таких важных проблем и все туда, вперед, к материальному достатку и процветанию. И некогда хоть на минуту остановиться и

задуматься: а зачем? Для чего? Нет времени задуматься о собственной жизни, собственных грехах, страстях и неизреченной Божией милости, которой даруется нам

каждый день жизни.

Это, увы проблема не только людей, далеких от веры, но и людей верующих. Может, поглядев на эту женщину в фильме, мы о чем -то задумаемся

и что-то изменим. Дай Бог!..

Что касается монашества и его изображения в картине. Безусловно, на спасительном монашеском пути каждый достигал своей высоты, каждому была отмеряна своя

величина и тяжесть подвига монашеского подвижничества.

И в те годы такие подвижники тоже были и мы знаем о них. В фильме мы тоже видим подвижников –

подвижников в начале пути. У каждого из них своя внутренняя жизнь, свои сомнения и своя борьба. Но тем не менее они четко определили свой путь, свернув на

узкую дорогу спасения и идут по ней, спотыкаясь, и падая, но вновь поднимаясь и продолжая путь. Это касается и настоятеля обители отца Филарета, и отца

Иова, а самого старца Анатолия. У каждого их них за спиной уже 60 лет безбожия и атеизма в нашей истерзанной безверием России и тем труднее им держаться

“правая стези”, но они держатся.

То. что в картине мы видим именно таких монахов, огромный плюс для нее. Если бы увидели в фильме служителей, уже достигших

высокого духовного уровня /насколько это вообще возможно человеку/ мы бы абсолютно оправданно благоговели перед ними, сожалели бы о собственных

ничтожестве, суетности и никчемности. Но одновременно в наши сердца незаметно и коварно заползал червь отчаяния и ощущения того, что мы на эти высоты

сможем смотреть только из омута наших страстей, не мечтая стяжать и сотой доли той благодати, дарованной этим людям. Фильм показывает их в начале пути,

то, чего они начали. Мы видим перед собой таких же, как и мы. Сомневающихся и переживающих, тех, которые еще только вчера жили рядом с нами и лишь недавно

избрали своим путем монашество. Следовательно надежда на спасения есть для каждого из нас, Господь не лишает ее никого, ибо каждому желает спасения,

поддерживая и укрепляя. Важно понять это и твердо следовать этой дорогой с упованием на помощь и промысел Божий.

Ценность фильма, безусловно, и в том, что он развенчал мифы о монахах и монашеской жизни, до сих пор бытующих в нашем постатеистичском обществе.

Признаюсь

честно, даже меня, немного уже знакомого с укладом жизни православного монастыря, немного смутил юмор и шутки в стенах обители, показанные в этом фильме. И

только потом поймал себя на мысли: а почему нет? Ведь снова-таки, люди живые, пусть и монахи. Почему не может быть места шуткам? До известного предела,

конечно. Таким образом, фильм может стать мостом между обществом и Церковью, лучше понять монашество как путь духовного совершенствования, который доступен

каждому при условии искреннего и твердого стремления изменить свою жизнь и подчинить ее исключительно делу спасения души и служения Богу путем отказа от

всего мирского и суетного. Очень хочется надеяться, что фильм сломает стереотипы, сложившиеся в обществе за десятилетия воинствующего атеизма

Ну и наконец сам главный герой отец Анатолий, жизнь которого стает ярким примером подвижничества, Господней любви и милости у упавшему, но стремящемуся

подняться человеку. Удивителен и непостижим промысел Божий! Вспомним гонителя христиан Савла, ставшего одним из самых пламенных проповедников Веры Христовой

и Первоверховным Апостолом. Павлом. Тут человек тоже совершает одни из самых страшных грехов – грех Иуды, грех предательства. Но он не только получает по

милости Божией шанс и время для покаяния и спасения, но по неведомому промыслу Божию становится учителем и наставником для других. И не только для мирян,

но и для братьев-монахов, сочетая подвиг старца с подвигом юродивого. Может, потому что человек, так остро и глубоко переживающий собственные грехи, может

лучше понять и утешить других упавших, помочь им подняться. То есть нам явлен пример и любви Бога к человеку и, как продолжение ее – любви человека к

ближнему. И конечно так глубоко и искренне передать такую силу веры, любви и молитвы мог, безусловно, лишь человек верующий и воцерковленный, поэтому выбор

на эту роль Петра Мамонова полностью оправдан.

Вспомним и то, что Тихон, от всего сердца простивший Анатолия, - человек неверующий /пока?/ Но это лишний раз подтверждает суждение о том, что каждая душа

  • христианка.

Хочется также отметить в фильме музыку и операторскую работу, которые вместе и профессиональной игрой актеров создают целостную органичную картину.

В заключение хочется пожелать только одного: чтобы было больше таких глубоких и проникновенных фильмов, чтобы было больше таких островов, где каждый

страждущий и жаждущий могли обрести Веру и Надежду.

Рецензія на фільм Острів 0  
Михаил Коронкеви 30 листопада 2006
Коментарі
 
Ім’я
23 квітня 2017
Ваш коментар
Скількі буде два помножено на два?
 
сім
шість
один
два
чотири
вісім

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
9,5 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 2