Капитан Алатристе - рецензія на фільм Капітан Алатрісте

Увійти через
Реєстрація
 
Капитан Алатристе
 
Фільм "Капітан Алатрісте"
Знакомство с экранизацией авантюрно-приключенческого романа испанского писателя Переса Риверте, предпринятой телерадиокомпанией "TF1 International", вызвало у меня смешанные чувства.
На первый взгляд перед нами - очередной костюмно-исторический "боевичок" о временах Тридцатилетней войны. Но по ходу просмотра складывается впечатление, что перед тобой разворачивается некое театральное действо, достойное лучших трагедий Шекспира.
В центре сюжета картины - приключения испанского современника Д'Артаньяна, идальго Диего Алатристе, которому выпало на долю жить в эпоху короля Филиппа IV (1621-1665). Это было время упадка некогда великой империи, основы которой сотрясали дворцовые интриги, военные неудачи, социальные противоречия и религиозные конфликты. Масла в огонь подливала всесильная и жестокая Святая Инквизиция, представленная, однако, в картине в несколько "розоватом" цвете. Именно так воспринимает это противоречивое церковно-политическое учреждение большинство современных испанцев. Ведь даже знаменитый драматург Лопе де Вега, появляющийся в картине в одном из эпизодов, почитал за честь служить в ней!
Испания Филиппа IV, безвольного венценосца, всецело зависевшего от прихотей всесильного временщика Оливареса, все еще оставалась одной из сильнейших европейских держав. Не последнюю роль в этом играли испанские офицеры-идальго, имевшие опыт боевых действий практически во всех известных на то время уголках планеты. Не имевшие "ни кола, ни двора", нередко "за спасибо", они верой и правдой служили короне и церкви. Именно таков Алатристе, гордый солдат на службе Его Величества во Фландрии, в мирное время - наемник в Мадриде и Севилье, умеющий с достоинством выходить из любой, даже безвыходной, ситуации, сохранив главное для дворянина - честь.
Выбор на главную роль американца Вигго Мортенсена следует признать удачным с большими оговорками. Эффектная внешность и прекрасная физическая подготовка актера, столь заметная в "ВК" и "Идальго", конечно же, являются достаточным основанием для этого, но по ходу просмотра постоянно возникает впечатление, что перед тобой - все тот же, мужественный, и вместе с тем - приторно пафосный, Арагорн, только наряженный в испанский костюм XVII века.
Вообще, эти самые костюмы и весь исторический антураж картины, включая монументальное полотно живописца Веласкеса "Сдача Бреды" (1635) и убогую обстановку госпиталя для бедных, в котором умирает от сифилиса театральная актриса - возлюбленная Алатристе, кажется, не вызывают серьезных нареканий у самых придирчивых экспертов. Консультанты-историки и художники-оформители, вкупе с компьтерщиками-дизайнерами, постарались на славу - ведь для испанцев их славное военное прошлое - незыблемая святыня.
И здесь следует все же подлить в эту глубокую "бочку меда" немного дегтя, сделав ряд замечаний. В романе Переса Риверте все события жизни главного героя разворачиваются в промежуток времени продолжительностью примерно 20 лет, который начинается военными действиями армии Спинолы во Фландрии и заканчивается французским походом де Меласа и битвой при Рокруа (1643). Одно дело - любовные похождения и бесшабашные дуэли в столице, совсем другое - фронтовая окопная жизнь под вражескими пулями, да еще и по шею в грязной воде североевропейских болот. И если списать на первоисточник фразу "сдохни, католическая свинья" вполне возможно, этого никак нельзя сказать о трактовке заключительной батальной сцены, в которой испанские мушкетеры выглядят этакими "300 спартанцами".
В реальности историческая битва при Рокруа, крепости на пути испанской армии к Парижу, разворачивалась иначе. 28-тысячная армия опытных испанских наемников-головорезов де Меласа, имевшая в своем распоряжении 30 пушек, 19 мая 1643 г. была внезапно атакована наспех собранным 23-тысячным корпусом молодого Луи де Бурбона - принца Конде - вояки блистательного, но бесшабашного, располагавшего вдобавок всего лишь 12 орудиями. Быстро рассеяв кавалерийской атакой первую линию испанской обороны на левом фланге, он стремительно вышел в тыл де Меласу, развившему тем временем успех в центре французской армии, но слишком увлекшимся преследованием противника. В результате обратившейся в бегство испанской коннице удалось ретироваться, а вся пехота была уничтожена, де Мелас потерял 8 тыс. убитыми, 6 тыс. пленными. Но как именно погибло большинство действительно прославивших себя на ратных полях Европы испанских пехотинцев - об этом история умалчивает. Известно лишь, что часть испанцев была окружена французами накануне решающей схватки в соседнем лесу...
Поэтому есть основания полагать, что авторский и режиссерско-сценаристский вымысел в этом довольно удачном эпизоде фильма преобладает над "исторической реальностью". А это неизбежно влечет за собой не слишком утешительный вывод о том, что перед нами - пусть убедительно волнительная, философски-театральная, но все ж таки содержащая заметный агитационно-политический намек очередная батальная драма, основной идеей которой является хрестоматийная мысль: "Да, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя!" И так далее...
Рецензія на фільм Капітан Алатрісте 0  
Klerkon 14 листопада 2007
Коментарі
 
Ім’я
27 лютого 2017
Ваш коментар
Скількі буде два помножено на два?
 
сім
шість
один
вісім
два
чотири

Підписатися на обговорення
Оцінка автора
10 Рейтинг
фильма
Всього оцінок: 1