«Мертвые живы» - сообщает зрителю первый же титр второй ленты Сэма Мендеса из франшизы о самом известном агенте разведслужб мира – Джеймсе Бонде. Тем самым Мендес сразу хочет настроить нас на воскрешение множества призраков из прошлого (недаром же и сам фильм называется «Спектр», что с английского переводится и как «призрак»). Увы, воскрешение это происходит не всегда успешно.
Действие начинается на улицах Мехико-сити в День мертвых, и среди бесконечного потока людей, облаченных в костюмы скелетов, мы безошибочно вычленяем фигуру Дэниэла Крейга, играющего (якобы в последний раз) Джеймса Бонда. Это невероятное скольжение, снятое одним дублем оператором Хойтом Ван Хойтема, обескураживает, обещая зрелищное продолжение «Координат «Скайфолл», ставших одним из самых впечатляющих кассовых успехов 2012 года. Как и «Скайфолл», «Спектр» полон отсылками к предыдущим сериям франшизы, что не может не радовать верных фанатов бондианы. Но (заметим в скобках) прием этот достаточно быстро начинает утомлять. При всей схожести «Спектра» и «Скайфолла» (что, собственно, и не удивительно – недаром же у лент одна и та же команда), есть и весьма заметные отличия: если в «Координатах «Скайфолл» авторы размышляют над об уместности существования в современном мире такого динозавра шпионского ремесла, как Бонд, то в «Спектре» они относятся к своему герою с куда большим доверием (наверное, и миллиардные сборы «Скайфолла» сыграли в этой смене настроения не последнюю роль). Даже более того: складывается устойчивое впечатление, что весы в сражении человека и машины (будь то дрон или компьютер) окончательно склонились в пользу человека. И это наталкивает на размышления вот какого толка: уж не собираются ли авторы бондианы, насытившиеся «серьезным» Бондом, вернуться к истокам? Декорации ленты, как и всегда, роскошны: Рим, Марокко, австрийские Альпы (тут Бонд встречается с одним из призраков из своего прошлого), гаджеты от Q тоже на высоте. Но вот шутки (и вместе с ними и сама манера игры Крейга) все больше напоминают старые добрые времена, да и один из главных соперников Бонда в исполнении Дэйва Баутисты – убийца со смертельным маникюром и выпученными глазами – чем-то напоминает громилу по прозвищу Челюсти из ранних лент бондианы. Но главный вопрос вот в чем: ранее Бонд неоднократно в финале ленты уносился на встречу веселым приключениям с одной из «бонд-гёрл», но еще никогда это не делалось так, что зритель весьма обоснованно не задумывался – а не решил ли Бонд сдать свою лицензию на убийство? И лишь самый последний титр уверяет его, что он все-таки вернется.