Блудные дети Немых Ночей. День первый.


Блудные дети Немых Ночей. День первый.
Драма в семье циркача-рогоносца и роскошь столичной Вены как великолепная декорация банального борделя – первый день Девятых Немых Ночей прошёл под знаком «страстной» мелодрамы.
 
Карусель (Karusellen, 1923). Швеция, реж. Дмитрий Буховецкий.
В прошлом циркач (!), Роберт Бентон (Вальтер Янссен), счастливо живёт на собственной вилле с богатой женой Бланш (Ауд Эгеде-Ниссен) и малолетним сыном. Однажды утром жена отправляется на прогулку в лёгком экипаже, лошадь пугается автомобиля и несёт, а спасителем потерявшей сознание юной дамы оказывается красавец-пассажир авто – коварный соблазнитель и авантюрист Раймон Дюваль (Альфонс Фриланд). Семья разрушена, и тут-то и закручивается истинная карусель безумия, где жанровые штампы и сюжетные зигзаги достигают своего практически идиотического абсолюта (спасибо звёздному немецкому сценаристу Альфреду Фекете), вырулив в финале, впрочем, к вполне классическому хэппи-энду с чётким морализаторским посылом.    
Первым из блудных детей Украины (подзаголовок нынешнего фестиваля), вернувшимся к отечественному зрителю, стал уроженец Белой Церкви Дмитрий Буховецкий. Начав свою невероятную карьеру в качестве актёра Товарищества Ермольева, затем он «всплыл» в межвоенной Германии уже как режиссёр помпезных исторических полотен, а потом довольно ярко «отметился» в Голливуде тремя мелодрамами с Полой Негри. Жизненная карусель всего однажды занесла бродягу-режиссёра в Швецию, но и в «прохладной» Скандинавии Буховецкий постарался создать некое максимально абстрактное, выхолощено-европейское жанровое пространство, перемежая роскошь гламурно-буржуазных декораций неожиданной брутальностью цирковых и биржевых сцен.
Далеко не самую простую для музыкального сопровождения картину крайне органично озвучил одесский дуэт Андрей Показ (клавиши) и Арсен Одебашян (гитара). Музыканты с крепкой джазовой основой вполне справедливо решили остановиться на старом добром джаз-роке 70-х (побольше Херби Хэнкока, поменьше Кита Джаррета и чуть Кита Эмерсона), очень органично вписав в одну из сцен (шикарный ресторан «Гильотина»!) какой-то декадентский вальсок и завершив свой безупречный саундтрэк мощной гитарной сценой.
Маленькая Вероника (Die kleine Veronika, 1929). Австрия, реж. Роберт Ланд.
Наивная и милая, типичнейшая «гірська квіточка» Вероника (Кэте фон Надь) впервые в жизни покидает свой патриархальный хуторок, чтобы проведать якобы преуспевающую тётушку (Мали Дельщафт) в столице – роскошной сияющей Вене. Ей, бедной, даже совершенно не понять, что вызывающая искреннее восхищение тётя обитает во всего-навсего среднего пошиба борделе, что наряды её кричаще вульгарны, украшения – фальшивы, а многочисленные «шикарные» мужчины не первой молодости – всего лишь ищущие вполне конкретных радостей клиенты…
Утверждается, что безусловно талантливый режиссёр австро-чешско-еврейского происхождения Роберт Ланд (Либман) снял для этой впечатляющей картины два финала – счастливый и трагичный соответственно. Если честно, по этой недавно вновь найденной копии даже не ясно, какой из них мы увидели. Но абсолютно ясны все безусловные достоинства картины, давно уже сделавшие её классической. Становится понятно, почему так популярны были сотни открыток с такой наивно-чувствительной Кэте, а кадры оператора Отто Кантурека считаются каноном городской (и вообще натурной) съёмки. А уж что касается музыки… Организаторы Немых Ночей всегда тщательнейшим образом подбирают музыкантов-«тапёров», предоставляя им практически абсолютную свободу, что обеспечивает, как правило, невероятное разнообразие саундтрэков. Но такого звукового сопровождения завсегдатаи фестиваля не слышали наверняка! Скромный австрийский юноша по имени KMET просто уселся на стульчик с электрогитарой, микрофоном и рядом нехитрых «примочек» - и началось какое-то буквально шаманское действо. Напрочь отказавшись от подходящих времени и месту очевидных музыкальных коннотаций, КМЕТ, в сущности, исполнял какой-то первобытный рваный дельта-блюз, порой играя то смычком, то колотушкой, а то вдруг «включая» универсальную для всех горных местностей дрымбу (варган). При этом музыкант зачастую довольно нагло и сам вмешивался в происходящее на экране, напоминая столь известный образ человека, разговаривающего с телевизором – бессвязное бормотание и хаотический поток разнообразных нечленораздельных звуков, причмокиваний и присвистываний вдруг сменялись чётким чтением титров и проговариваем вместе с персонажами не слышных зрителю (кино-то немое!) реплик. 
Первый день фестиваля стал однозначным триумфом вечного жанра мелодрамы – невзирая на почтенный (почти вековой!) возраст фильмов, смотрятся они просто на диво актуально. Продолжение следует!  
Текст - Сергей Локотко
Алексей Першко 21 июня 2019
Like



Имя:
30 октября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


«ЮКИ» - история побед свободных украинцев «ЮКИ» - история побед свободных украинцев

3 декабря в отечественный прокат выходит сенсационный фильм «ЮКИ», который расскажет истории выдающихся звезд украинского происхождения,...

07 октября 2020 0 6122
Возможность другого. Свободного. Возможность другого. Свободного.

В рамках Одесского кинофестивале в Довженко-центре прошла ретроспектива «Одесские независимые: свободное кино 90-х».

08 октября 2020 0 1236
Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября) Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября)

Лиам Нисон, два фильма с Александрой Даддарио и другие новинки проката.

07 октября 2020 0 1228
Что в кино? Премьеры недели (14-20 октября) Что в кино? Премьеры недели (14-20 октября)

Том Харди, Джуд Лоу и другие новинки проката.

14 октября 2020 0 1135
Кино Бориса Виана Кино Бориса Виана

В рамках кинопрограммы VianFest будут показаны фильмы и самого Бориса Виана и про него.

13 октября 2020 0 1134