Даррен Аронофски - лекарь душ большого кино


Даррен Аронофски - лекарь душ большого кино
Режиссеры бывают двух типов. Одни снимают высокобюджетные блокбастеры, то есть фильмы, рассчитанные сугубо на коммерцию и редко претендующие на серьезную художественную ценность. Другие с головой уходят в артхауз, снимая часто претенциозные, но в большинстве своем малопонятные массовому зрителю картины. Но ведь у каждого правила бывают исключения. Как раз таким особым случаем и стал Даррен Аронофски. Начав карьеру еще в далеком 1997 году, Даррен до сих пор непостижимым образом снимает по сути своей независимые кинокартины, которые со временем становятся культовыми, получая похвалы критиков и любовь зрителя.
27 марта украинские экраны будет бороздить шестая по счету картина мастера «Ной», самим названием объясняющая весь замысел. Вряд ли вы найдете человека, незнакомого с историей праведника, спасшего все живое на Земле. Для режиссера это особая тема, ведь началось все, когда ему стукнуло 13 лет. Учительница в школе задала написать детям сочинение в любом жанре на тему мира. Мальчик Даррен написал стихотворение о Ное и выиграл конкурс на лучшее школьное произведение для ООН. Именно тогда у Аронофски возникла мысль, что он умеет писать. А потом появилась мечта снять фильм, полноценно рассказывающий всю историю Ноя. Но до исполнения желаемого он прошел длинный путь, усеянный пятью полнометражными шедеврами мира кино…
Впервые пробовать себя в качестве режиссера Аронофски начал еще в студенческие годы, в 1991 году сняв короткометражку «Печенье с предсказанием». Она интересна сразу по двум причинам. Во-первых, жанрово это комедия, а веселить публику Даррен после не будет, снимая исключительно философские драмы. А во-вторых, тут полно сортирного юмора и нецензурной лексики, которые всегда были чужды его последующим работам. При всем этом, даже в дебютной работе начинают проявляться фирменные приемы режиссера – часто меняющиеся крупные планы.
Над своим первым полнометражным фильмом «Пи» Аронофски стал работать в 1995 году. Денег не было совсем, поэтому Даррен собрал по 100 долларов у своих родственников и друзей, в душе надеясь на успех. Получив таким образом 60 тысяч долларов, был дан старт съемкам. Режиссер вспоминал, что обеспечить себе какую-либо съемочную площадку не было возможности, поэтому снимать приходилось прямо на улицах Нью-Йорка. В случае появления полиции нужно было сразу делать ноги. Так родилась на свет эстетская антиутопия, рассказывающая о математике Максе Коэне, пытавшемся на протяжении многих лет расшифровать универсальный цифровой код. Уже тогда Даррен разработал свой уникальный стиль, построенный на нестандартных операторских решениях и технике хип-хоп монтажа, которая заключается в быстрой смене ряда изображений или действий, сопровождаемых звуковыми эффектами. Фильм стал безусловным успехом, получив множество наград, среди которых самой важной стала победа в номинации «Лучший режиссер» на кинофестивале независимого кино «Сандэнс». После права были выкуплены компанией «Artisan», которая заплатила Аронофски 1 млн долларов. Даррен вернул всем вкладчикам 150 долларов вместо 100 и стал думать над следующей работой.
Благодаря успеху «Пи» в фильм «Реквием по мечте», вышедший в 2000 году, готовы были вкладывать деньги известные продюсеры, поэтому картина по роману Хьюберта Селби имела внушительный бюджет в 4,5 млн долларов и блистательный актерский состав. Фильм развивает начатую в «Пи» тему разрушения личности, рассказывая о жизни наркоманов без купюр. Ничего удивительного, что его постиг еще более оглушительный успех. «Реквием» получил множество премий и наград, среди которых и первая номинация на «Оскар» за «Лучшую женскую роль». Саундтрек от постоянного композитора фильмов Даррена Клинта Манселла станет культовым, и в последствии будет использоваться в множестве фильмов и сериалов. Стоит ли упоминать, что многие ошибочно приписывают заглавную тему фильма Моцарту, настолько феерично она звучит? После выхода «Реквиема» Аронофски стал в ряд с лучшими мастерами независимого кино и получил статус культового режиссера.

Казалось, что после столь успешного старта все должно идти вгору. Но съемки следующего фильма оказались для Аронофски очень сложными. В 2002 году на свет должен был появиться третий проект «Фонтан», на который выделяли огромную сумму в 75 млн долларов, а на главные роли были приглашены Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Однако во время подготовок Питт из-за творческих разногласий покинул фильм, а сценарий в результате лег на полку. Только спустя два года, в 2004 году, исполнить главную роль согласился Хью Джекман, сценарий был переписан, а на женскую роль назначили жену режиссера Рейчел Вайс. Бюджет был сокращен до 35 млн, в результате чего пришлось свести к минимуму использование компьютерных спецэффектов. Аронофски ударился в химию, используя макросъемку химических веществ. На этом злоключения не закончились. Показанный в рамках Венецианского кинофестиваля, фильм был освистан критиками, а после его ждал еще и оглушительный кассовый провал. История, переплетающая сразу три временных континуума, оказалось во многом чрезмерно символичной и сложной для восприятия. Несмотря на это, «Фонтан» получил прекрасные зрительские отзывы (на том же Венецианском кинофестивале сразу после показа широкой публике режиссер купался в 10-минутных овациях). Но нужна была реабилитация.

В 2008 году на экраны выходит самый нетипичный фильм Аронофски«Рестлер». Впервые не принимая участия в создании сценария, Даррен отказался также от фирменных приемов съемки, предпочитая теперь медленную и размеренную. Стандартный по форме байопик о «маленьком большом человеке» рестлере Рэнди Робинсоне был создан с определенным замахом на «Оскар», но получил только вторую в жизни режиссера номинацию за «Лучшую мужскую роль» для Микки Рурка, который этим фильмом реабилитировал свою репутацию актера. Взамен «Рестлер» наконец принес международное признание, завоевав главную награду Венецианского кинофестиваля – Золотого льва. Высокая оплата за секс позволяет сделать общение с клиентом идеальным хобби, исключая необходимость обслуживать по несколько парней в день. Именно поэтому в категории зрелых путан есть как скромницы, так и отвязные шлюхи. Они сами решают, какие услуги оказывать, а какие нет. Однако если проявить к такой девушке внимание, она расцветет словно бутон розы. Стоимость, ограничения, время уйдет на второй план, уступая дорогу страстному сексу по взаимному согласию!

Loading the player ...

И вот он, пик карьеры Даррена Аронофски, фильм «Черный лебедь», вышедший в 2010 году. Режиссер вернулся к излюбленной теме разрушения личности, рассказав историю балерины, теряющей рассудок. Пропитанная эротизмом и саспенсом, картина покорила весь мир, собрав 320 млн долларов при бюджете в 13 млн. Фильм получил пять номинаций на «Оскар», среди которых завоевал одну – за «Лучшую женскую роль» в исполнении Натали Портман, которая ради роли похудела на 9 килограмм и целый год занималась балетом. Впервые про Аронофски заговорили как про претендента на важнейшую кинопремию.

Loading the player ...
Сумеет ли режиссер удержать так высоко поднятую планку? Покажет время. Шестой по счету проект «Ной» станет первой высокобюджетной картиной режиссера, которого сложно заподозрить в теплых чувствах к дорогим студийным спецэффектам. До этого он отказался от постановки таких фильмов, как «Росомаха» и ремейк «Робокопа», но детские мечты заставили взять у «Paramount» 130 млн долларов и снять масштабное кино о легендарной библейской истории. Беда состоит в том, что история создания проекта напоминает историю «Фонтана». Для начала ряд мусульманських стран, среди них ОАЭ и Египет, запретили показ фильма в кино, поскольку он нарушает их религиозные соображения. Далее пошли тревожные сигналы с тест-просмотров, в результате чего студийные боссы стали требовать перемонтировать финал картины, от чего Аронофски, естественно, отказался. Напоследок было решено рекламировать фильм с оговоркой, что «Ной» - это вольная интерпретация Библии, которая не претендует на соответствие истокам. Что из этого всего получилось, вы сможете увидеть уже 27 марта на экранах страны.
Сергей Задко 26 марта 2014
Like

Имя:
28 сентября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

9 лучших ролей Билла Мюррея

01 сентября 2020 0 1046
Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября)

Киану Ривз, новые Люди Икс и другие новинки проката.

03 сентября 2020 0 999
Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября) Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября)

Мулан, Наталия Орейро и другие новинки проката.

10 сентября 2020 0 872
Сила креатива Сила креатива

KMW Global Marathon объявляет спикеров национальной дискуссии «Сила креатива. Как построить устойчивую экосистему аудиовизуального бизнеса...

09 сентября 2020 0 827
Что в кино? Премьеры недели (17-23 сентября) Что в кино? Премьеры недели (17-23 сентября)

Экшн-катастрофа с Джерардом Батлером и другие новинки проката.

16 сентября 2020 0 796