Войти через
facebook
 

Дневники "Молодости". День четвертый


Дневники

К четвертому конкурсному дню количество изменений в расписании и технических неполадок превысило все допустимые нормы, но это не помешало небольшой группе самых стойких журналистов дождаться-таки дважды отмененного фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», обладателя главной награды Венецианского кинофестиваля.
Как Дон Кихот и Санчо Панса настоящего, Сэм и Джонатан – двое коммивояжеров, которые продают разнообразные новинки – приглашают зрителя в путешествие, которое становится калейдоскопом человеческих судеб. Путешествие, которое позволяет лучше понять красоту отдельных мгновений, незначительность других, а также юмор и трагичность, которыми наполнены люди и величие жизни вместе со слабостью человечества.
Заключительную часть трилогии Рой Андерссон снял с семилетним перерывом, таким образом завершая некий мифологический отсчет. «Голубь» стал первым фильмом режиссера, снятым на цифру, и это еще один неочевидный пример поступи западной цивилизации, которую так старается запечатлеть автор. «Умирать не страшно, страшно – быть мертвецом при жизни» – эта мысль коршуном парит над ироничными и в то же время невероятно печальными сценами о том, какого это быть человеком.
Мир режиссера абсолютно условен: фактически все декорации выстраивались вручную, а герои находятся в блаженном безвременьи (разве что появление Карла XII наводит на определенные мысли, впрочем, за каких-то полчаса он успеет пойти на Полтаву и вернуться оттуда с позором). Тут даже сюжета как такового нет, лишь пара персонажей, перемещающихся из локации в локацию. Да, стиль Андерссона отчаянно устарел, но это не делает из него раритет, вовсе нет; в конце концов, «Голубь» говорит о вечном.
Вечный конфликт лег в основу еще одного фильма, «Баранов» Гримура Хаконарсона. Андрей Халпахчи назвал его своей любимой картиной Каннского кинофестиваля, жюри «Особого взгляда» (второго по важности конкурса Канн) тоже не устояли и присудили «Баранам» главную награду, так что смотр ленты стал чуть ли не обязательным пунктом «Молодости».
В отдаленной исландской долине двое братьев, Гумми и Кидд, живут на одной земле и имеют общие привычки, но не разговаривают друг с другом уже сорок лет. Болезнь барана Кидди ставит под угрозу все вокруг. Братья должны объединиться, чтобы спасти особенную породу, которая передавалась по наследству, и самих себя от смерти.
В прошлом году на «Молодости» показали «Братьев» Виктории Трофименко, вдохновленных, по словам режиссера, скандинавскими легендами. В этом году к нам привезли не имитацию, а подлинный оригинал, фильм из Исландии и про Исландию. Формула «Баранов» универсальна: в основе вечно актуальный семейный конфликт, укорененный в местный колорит (овцеводство является неотъемлемой частью скандинавской культуры), так что фона идеальнее быть просто не могло.
Режиссер не ступает на территории, ему неведомые, четко выстраивая магистральный сюжет вокруг одного события – эпидемии у баранов, в более глобальном смысле – разрушения устоявшегося уклада. Моментами фильм покажется экзотикой, что не удивительно: разве может урбанизированный житель континентальной Европы представить себе жизнь в полной изоляции? Оказывается, из одной лишь связи человека с природой и землей можно создать мощное и пронзительное кино.
Не менее экзотичным оказался и последний фильм четвертого дня, «Конец прекрасного мира» из программы «Солнечный зайчик».
17-летняя Фиори получила много поклонников, публикуя короткие видео в своем блоге. Однажды во время раздачи рекламных листовок она встречает застенчивую 13-летнюю Аюми, которая без ума от стиля Шиори. Растерянная и немногословная Aюми убегает из дома, чтобы быть рядом со своим идолом. Старшей девушке льстит такое внимание, хотя ситуация и смущает ее. В конце она позволяет себе увлечься Аюми.
Просмотр японских картин в рамках фестиваля всегда вызывает некоторую растерянность в связи с непониманием всей специфики азиатской культуры. «Конец великолепного мира» не исключение: история лесбийских интенций двух несовершеннолетних девушек предельно ясна (хотя и недостаточно глубоко раскрыта), но вот целый ряд побочных деталей вызывает неловкость, будь то избиение парня главной героини дверью балкона, после чего тот обратится в зомби, или же появление полуфантастических розовых зайчиков, которые наставят одну из девушек на путь истинный. Чего уж там, вы когда-нибудь слышали о TwitCast? Нет? А в фильме это чуть ли не основа сюжета. С другой стороны, если расценивать события с комической точки зрения, получилась вполне занятная комедия, правда, тема выбрана совершенно тому не подходящая. Значит, это все-таки драма. Или нет. Уж очень трудно определиться.

Теги: молодость
Сергей Задко 28 октября 2015
Like

Имя:
21 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1658
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1533
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1341
Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября)

"Джокер" и другие новинки проката.

02 октября 2019 0 1325
Малышка зомби и раскрашенная птица Малышка зомби и раскрашенная птица

Хиты из программ Канн и Венеции: 3-я Киевская неделя критики объявила основную программу

03 октября 2019 0 1323