Войти через
facebook
 

Дневники "Молодости". День пятый


Дневники
В основе расписания кинопоказов на «Молодости» всегда лежит выбор, и выбор непростой. Часто приходится разрываться между несколькими важными сеансами, в конечном итоге чем-то жертвуя. Вот и в этом году пришлось зарубить на корню большинство участников конкурсного отбора, дабы не упустить возможности отсмотреть триумфаторов мировых фестивалей, которые так нечасто добираются до Украины. К пятому конкурсному дню совесть таки взяла вверх, и честь стать первым фильмом полнометражной международной программы выпала израильской «Принцессе».
12-летняя Адар живет в тесной квартире с мамой Альмой и молодым отчимом Михаэлем. Эти трое сосуществуют в достаточно нетрадиционный способ: Адар часто спит в постели с Альмой и Михаэлем. Пока Альма работает, близкие отношения Адар с отчимом приобретают темные оттенки, включая ролевые игры с изменением пола, которые превращают фантазию на надругательство. Когда домашний быт Адар становится все навязчивей, она начинает искать помощи извне, и оказывается, что она должна подружиться с Аланом, очень похожим на нее бездомным мальчиком, для того, чтобы справиться с этой проблемой.
Так уж сложилось, что мировая общественность деликатно обходит стороной тему инцеста, затрагивая ее лишь в самых вопиющих случаях. Оно и неудивительно: физический контакт между кровными родственниками воспринимается человеком как нечто шокирующее, аморальное и попросту противоречащее современным представлениям о цивилизации. Еще сложнее приходится кинематографистам, ведь выдержать тонкую грань, разделяющую важное высказывание от беспардонной спекуляции на социальной проблеме, дано не каждому режиссеру. Только лишь из этих соображений «Принцессу» можно зачислить в безусловные находки «Молодости», хотя ее достоинства одним лишь чувством вкуса не ограничиваются.
Вместо того, чтобы прямолинейно наталкивать зрителя на мысль об аморальности инцеста, режиссер ведет за собой в материи более тонкие: главная героиня Адар находится на пороге взросления, в каком-то смысле даже сексуальной самоидентификации, и ее близкие взаимоотношения с отчимом вдруг перестают казаться такими уж невинными. Здесь важно акцентировать внимание на том, что, по сути, фильм вовсе не об инцесте, терминологически это именуют инцухтом (половой контакт между родственниками, не связанными прямым родством), и такая вот деликатность видна во всем. «Принцесса» балансирует на грани реальности и фантазии: лучший друг героини на самом деле не что иное, как мужское «Я» Адар; девочку пугает взросление и связанные с этим изменения в организме, а родители своими «свободными» взглядами на воспитание окончательно ее дезориентируют. В конце концов, когда отчим насильно толкает героиню к сексуальному контакту, а мать при этом отказывается во все это верить, ссылаясь на банальную детскую ревность и нехватку внимания, мужское «Я» вдруг исчезает и Адар принимает болезненную правду. Здесь не будет витиеватых моральных уроков, лишь уродливая реальность. Принцесса вдруг поймет, что сказка отныне и навсегда закончилась.
Сказка закончилась и для зрителей «Молодости», когда на фестивале показали разрекламированного «Гетьмана» – украинскую премьеру о неизвестной стороне жизни великого полководца Богдана Хмельницкого.
«Гетьман» – это художественное осмысление сложной личности Богдана Хмельницкого и драм его жизни в контексте национально-освободительной войны украинцев в середине XVII столетия и построения Казацкого государства. Одна из основных сюжетных линий открывает для зрителя Хмельницкого не только как гетмана и полководца, но и поднимает завесу, скрывающую его личную жизнь и непростые отношения с любимой женщиной.
«Появление нового украинского кино в нынешнее время – это всегда праздник» – сказал перед сеансом Андрей Халпахчи, и с ним трудно не согласиться. Да, это праздник, только в данном случае праздник безрадостный, даже печальный, как бы это ни было парадоксально.
Нужно иметь недюжинную смелость, чтобы замахнуться снимать о Хмельницком в игровой форме: тут или масштабный эпос, или деньги на ветер. «Гетьмана» снимали по оригинальному сценарию Виктора Веретенникова (он же генеральный продюсер картины), чья «оригинальность» заключается в раскрытии личной жизни полководца. То есть, исторические события становятся фоном для драматической истории любви Богдана и Гелены, гордой полячки, чей отец по сюжету был военным товарищем Хмельницкого. На деле «Гетьман» сыплется на обоих фронтах: вся историческая часть подана скомкано и, что хуже, бедно (бюджета в 12 миллионов гривен хватило на парочку плохо поставленных батальных эпизодов и чересчур аскетические декорации), а любовная линия состоит из классических клише и попросту плохо отыграна. Зачем тогда снимали? А Бог его знает. Впрочем, самомнения фильму не занимать: все действо длится невыносимых два часа, причем особой формой пытки становится актерская игра сына режиссера в роли (ну вы подумайте) сына Хмельницкого. Так что любовь здесь если и была, то только к самим себе.

Теги: молодость
Сергей Задко 30 октября 2015
Like

Имя:
19 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1749
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1559
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1474
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1243
Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября)

"Джокер" и другие новинки проката.

02 октября 2019 0 1219