Войти через
facebook
 

Дневники "Молодости". День второй


Дневники
Второй конкурсный день начался с «События» – события как в прямом, так и переносном смысле. Сергей Лозница представил новую документальную работу об августовском путче 1991 года, которую историки называют «рождением российской демократии».
В августе 1991 года неудачная попытка государственного переворота, которой руководили консервативные коммунисты в Москве, привела к завершению господства советской власти. Вскоре распался СССР, а над Кремлем взвился триколор Российской Федерации. Четверть века спустя Сергей Лозница вспоминает драматические моменты. Что на самом деле произошло в России? Какая сила стояла за толпой на Дворцовой площади в Ленинграде? Свидетелем чего мы были: падения режима или его творческого видоизменения? Кто эти люди, которые смотрят в камеру: победители или побежденные?
Воспринимать «Событие» как отдельно взятый проект сложно: невольно начинаешь проводить параллели с нынешней геополитической ситуацией и «Майданом» того же Лозницы в частности, что, впрочем, становится делом вполне закономерным. Смонтирован фильм так, будто бы съемка специально велась по заданию режиссера, хотя все это не более чем архивные кадры 1991 года. Сохранен даже фирменный стиль постановщика с групповыми портретами, так что «Событие» воспринимается проектом всецело авторским.
Как всегда оставаясь беспристрастным, Лозница ловко маскирует в фильме ироничные ноты: чего только стоит сцена с молодым Путиным, разумно избравшем сторону победителя, и безликими возгласами «Володя!» в его сторону. При этом подтекст у документальной хроники как никогда богат. Государственный переворот проектируется на современную Россию и тот путь, который она прошла от «демократии» к нынешнему состоянию, а также вполне логичные сравнения с киевским Майданом. И вот тут-то и кроется, пожалуй, самое разительное отличие: там, где украинцы вместе боролись за конкретную цель, жители тогдашнего Ленинграда стихийно и неосознанно сломали власть и остались совершенно от этого факта растерянными.
Также о растерянности, но растерянности сугубо личностной повествует фильм «Боб и деревья», завоевавший Гран-при МКФ в Карловых Варах.
Зима. Провинциальный Массачусетс. Боб Тарасюк, 50-летний лесоруб, имеющий слабость к гольфу и гангста-рэпу, изо всех сил пытается свести концы с концами. Когда неудачная инвестиция ставит под угрозу семейное дело, Бобом начинает овладевать темная сторона его «я».
На самом деле, краткий синопсис дает всеобъемлющее представление о картине: главный герой вкладывает деньги, деньги себя не окупают, финансовые проблемы начинают проецироваться на проблемы личного характера. Основное внимание уделяется незримой связи Боба с природой, которая всегда была его кормилицей, и именно в этом кроется основной конфликт: болезненный разрыв внутреннего состояния и реальной ситуации заставляет героя сомневаться в себе и своем окружении, что отдаляет его от жены и друзей. Передать это волнение режиссеру удается блестяще, впрочем, никакого подтекста обнаружить не получится. «Боб и деревья» – это действительно история о Бобе и его деревьях, ни больше ни меньше, даром что история почти автобиографична.
Наконец, о большом желании, реализация которого приведет не просто к растерянности, а к душевной травме, рассказывает последняя картина второго конкурсного дня, «Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей».
В 18 лет Дора начинает расцветать. Ее мать Кристин решила, что дочери больше не нужны лекарства. Когда психически нездоровая девушка с головой бросается в водоворот жизни, ее начинают привлекать мужчины. Скоро с одним из них она вступает в половые отношения, ужасая этим Кристин. Пока ее мать безуспешно пытается родить второй раз, Дора беременеет.
С самого начала фильм выглядит как трогательная, но вполне предсказуемая социальная драма, однако режиссер постепенно натягивает пружину нарастающего давления, чтобы в конце выстрелить аллегорический финалом на грани содомии. «Дора» много спекулирует на больной теме детей с нарушениями умственного развития, но от откровенной эмоциональной травли картину спасает полноценное раскрытие других персонажей, не просто безликого фона, а людей со своим нравом и своими слабыми местами. Лента час от часу норовит потерять баланс и начать дурно влиять на зрителя беспардонной откровенностью, но в конечном итоге у режиссера получается сотворить целостное высказывание, пускай и на грани фола.

Теги: молодость
Сергей Задко 26 октября 2015
Like

Имя:
18 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Культовая классика Нового Голливуда Культовая классика Нового Голливуда

«Киевская неделя критики» объявляет программу ретроспективы

18 сентября 2019 0 1782
Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1698
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1466
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1419
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1155