Войти через
facebook
 

Дневники ОМКФ-2015. День четвертый


Дневники ОМКФ-2015. День четвертый
Одесский кинофестиваль медленно движется к своему экватору, но организаторы сумели приберечь много чего любопытного на потом. Вот и четвертый фестивальный день начался с экзотики – ретро-драмы «Ангелы революции» Алексея Федорченко.
Многие кинокритики пророчили этому фильму победу в международном конкурсе, что вполне обоснованно: Федорченко уже успел отметиться двумя фестивальными хитами, картинами «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Тем не менее, режиссер в своей новой работе снова демонстрирует небывалый рост. «Ангелы революции» - самый гармоничная и целостная лента в фильмографии Федорченко. В основу картины взята история 30-х годов, когда полных энтузиазма и решимости людей искусства засылали в тундру к племенам с целью насаждения новых культурных ценностей. Зачастую подобные попытки заканчивались кровопролитием, причем с обеих сторон, так что и в нашем случае каких-то удивительных открытий не будет. Впрочем, орудуя историческими реалиями, режиссеру удается создать дивное и безгранично трагическое зрелище вне конкретного времени.
Федорченко снимает театральное кино: то, что давно уже стало нормой в Европе, но до сих пор воспринимается за экзотику в России. Весь фильм состоит из мизансцен, тут и там возникают поэтические высказывания в духе классиков, а герои вызывают какое-то редкостное сочувствие. Каждый из персонажей преисполнен решимости подарить племенам необходимую каждому (а как же иначе?) цивилизацию. Племенам же никаких «благ революции» не надо, они веруют в своих богов и не готовы так запросто проститься со своей культурной принадлежностью. Режиссер не вешает ярлыков: у каждого здесь своя правда. Только вот время беспощадно, и даже самым стойким придется пасть под натиском новых идеалов.
От экзотики к провокации: следующим отсмотренным фильмом стала чуть ли не самая скандальная картина всего фестиваля «Дневник девочки-подростка» (звание самой-самой у картины Мариэль Хеллер отобрала «Любовь» Гаспара Ноэ, до которой еще несколько дней).
В фильме повествуется о 15-летней Минди, живущей в Сан-Франциско в самый разгар сексуальной революции. Девочка открыта миру и не стесняется своих желаний, так что неожиданную интрижку с бойфрендом своей матери расценивает как хорошую возможность познать себя. Подобный сценарий можно воспринять превратно: заявления об аморальности здесь будут вполне уместны. Тем не менее, никакого дискомфорта во время просмотра не испытываешь, скорее наоборот.
«Дневник» - искреннее, непосредственное и безумно обаятельное кино, которому грозит слава настольной книги для молодых девушек. Секс в фильме – ни в коем случае не цель, а лишь средство для создания портрета подростка, которой в силу исторических реалий довелось преждевременно открывать сексуальность внутри себя. Режиссер в ироничном и по-хорошему легкомысленном тоне проводит сеанс полового воспитания для молодого поколения, не вешая ярлыков «хорошо-плохо» и не бросаясь в излишнее морализаторство. Заслуга эта во многом принадлежит Бел Паули, которая в свои 23 года выглядит столь органично в роли 15-летней, что несколько раз приходилось волноваться, а совершеннолетняя ли актриса на самом деле. Удивительный случай, когда фильм о временах сексуальной революции ставит во главе всего не плотские утехи, а все же эмоции.
Помимо международной конкурсной программы и секции «Фестиваль фестивалей», постепенно в программе начинают мелькать и представители отечественного кинематографа. После «Плена» Алексея Матешко зрителям показали еще одного участника сразу двух конкурсных программ – фильм «Песнь песней» Евы Нейманн.
Первыми увидеть новую работу Нейманн можно было на престижном фестивале в Карловых Варах. Одесса же имела честь быть второй. В основу сюжета взят одноименный роман Шолом-Алейхема о детской любви в еврейском местечке начала XX века. Собственно, с точки зрения сценария фильм ничего примечательного собой не представляет: двое десятилетних детишек проводят время вместе, фантазируют и пытаются осознать мир. Спустя много лет, уже повзрослевший мальчик по имени Шимек начинает понимать, что это была любовь, и виной тому становится письмо, где сообщается, что его Бузя выходит замуж.
Впрочем, в этой истории главенствует не содержание, а форма. Ева Нейманн тут скорее иллюстратор, а не режиссер в привычном понимании. Фильм похож на некое поэтическое погружение в атмосферу прошлого времени, да еще и тот факт, что снимали «Песнь песней» полностью в Одессе, придает картине дополнительного очарования. Каждая сцена похожа на четко продуманное полотно, где нет лишней суеты и ненужных деталей. Основную часть времени герои неспешно перемещаются в кадре и столь же неспешно произносят пространные речи. Возможно, режиссера можно упрекнуть в излишнем любовании внешним при фактическом отсутствии внутреннего, но выглядит фильм действительно завораживающе.
Подобный эффект на зрителя, судя по реакции, произвел и последний смотр четвертого дня – «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Однако при близком знакомстве становится понятно, что это работы совершенно иного толка.
Россия, 2017 год. Казалось бы, разительных отличий от теперешнего времени нет. Разве что рекламу теперь проектируют прямо в небо, да несколько роботов странного вида доживают свой век. Посреди заброшенной стройки стоит недостроенное здание странной конструкции. Вокруг него бродят люди, которым трудно быть понятыми. Каждый из них хранит внутри какой-то неведомый вопрос, но ответа нет. Впрочем, его никогда и не было. В воздухе висит постоянное ожидание войны.
Герман-младший впервые снимает не о прошлом. Теперь речь о настоящем, даже о будущем, хотя разница в 2 года весьма условная. Фильм несет в себе очевидные политические мотивы, но говорить почему-то хочется не о России, а о людях в ней. Главные герои этого фильма – люди, которых в классической литературе принято называть «лишними». На протяжении семи новелл, из которых и состоит картина, они стараются как-то жить в обломках мечты. Кто у них ее забрал, вопрос открытый: может, страна, а может, и они сами. В тягучей и зыбкой атмосфере фильма быстро растворяешься, и начинается некая рефлексия. Важно не то, что говорят по тексту, а то, что в этот момент приходится испытывать. Режиссер толкает к размышлениям, скорее создает почву, а не прямолинейно диктует истины. Кажется, именно это принято называть истинной силой кино.

Теги: омкф
Сергей Задко 15 июля 2015
Like

Имя:
20 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1775
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1604
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1501
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1288
Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября)

"Джокер" и другие новинки проката.

02 октября 2019 0 1262