Два мира – два фокуса


Два мира – два фокуса

 Программа 4-й Киевской недели критики «Фокус: Украина Франция»

Концепт одной из трёх программ уже в 4-й раз проводимой в кинотеатре «Жовтень» Недели критики, как следует из самого названия, построен был весьма прозрачным и понятным образом. Украинские критики должны были представить своим французским коллегам некий шорт-лист национальных полных метров с тем, чтобы они из них отобрали свою тройку лидеров, и наоборот – сделать свой выбор трёх современных французских картин. Подразумевалось ли при этом некое сопоставление? Нам думается, вряд ли напрямую, но раз построена конструкция «три к трём», просто нельзя не поддаться искушению и не сравнить самые любопытные (пусть даже и субъективно отобранные) ленты двух столь не похожих во всех смыслах кинематографов.
Для французской стороны всё было относительно просто. Из сравнительно небольшого количества отечественных полнометражных фильмов французское трио действительно авторитетных критиков в составе Лео Соэзанто, Жюльетт Гоффар и Оливье Пелиссон выбрали самые (и чуть ли не безальтернативно) очевидные: собравшие все возможные отечественные и ряд зарубежных наград «Атлантиду» Валентина Васяновича и «Плохие дороги» Натальи Ворожбит, а также многозначительно-беспомощные «Номера» дуэта Сенцов-Сеитаблаев – понятно, по причине их долгого и мощного пиара. Об этих трёх фильмах написано уже немало, так что нет смысла касаться их снова, и общий облик украинского кино, увиденного «со стороны» тут тоже совершенно очевиден. Все они в той или иной степени связаны с Донбассом – послевоенно-утопическим («Атлантида»), притчево-шокирующим («Дороги») и абсурдно-театральным («Номера» - тут стоит учитывать причины кошмарной тюремной эпопеи режиссера Олега Сенцова). Таким образом, хотим мы того или нет, кинематографическая Украина для французских критиков представляет собой зону малопонятного для удалённого наблюдателя вооружённого конфликта, показываемого не напрямую (военных действий в фильмах не ведётся), а через искалеченные жизненные истории любого, кто пусть даже случайно окажется рядом. А украинские режиссёры, в свою очередь, снимают лучшие национальные фильмы о зоне войны совсем не (или необязательно) потому, что на такие ленты государство с большей охотой выделит финансирование. Действительно ведь наболело…
Французская кино-троица оказалась куда более эклектичной и разножанровой. В «Слепой зоне» (L'Angle mort, 2019) режиссёрского дуэта Патрик-Марио Бернар – Пьер Тривидик главный герой от рождения обладает весьма банальной, но всё же супер-способностью – при определённых усилиях он может становиться невидимым. Но непрошеный дар лишь мешает ему, и эта весьма сумрачная притча метафорически демонстрирует, как и без того мало заметный в социуме человек рискует стать невидимым вплоть до буквального исчезновения и внутреннего опустошения – и в жизни, и в чувствах, и в обществе (и в зеркале). Режиссерский дебют актрисы Афсии Эрзи «Ты заслуживаешь любви» (Tu merites un amour, 2019) построен куда проще: сняв саму себя в главной роли, режиссёр(ша) и сценарист(ка) в одном лице прозрачно даёт понять, что всё происходящее на экране так или иначе связано с её личным опытом. Таким образом, героиня в своих чувственных поисках повстречает на своём пути некоторое количество партнёров (какие челюсти!), и после всех достаточно сумбурных эмоциональных бурь картина в целом оставит у зрителя стойкое оптимистическое ощущение, что теперь-то уж наверняка настоящей большой любви она, безусловно, достойна. Куда более примечателен третий фильм программы, снятый очень интересным режиссёром с типично французским именем Рабах Амер-Займеш – «Южный терминал» (Terminal Sud, 2019). Жители некой абстрактной, но явно средиземноморской страны (территории?) уже, судя по всему, достаточно давно живут в атмосфере постоянного, но не персонифицированного террора – город контролирует то ли полиция, то ли армия, где-то недалеко, по всей вероятности, орудуют какие-то повстанцы, а страх неожиданных и нелогичных смертей или исчезновений буквально ежеминутно довлеет над каждым. Местный доктор, несмотря ни на что, пытается остаться верным своему призванию и долгу, но и его не обходит всеобщая доля… Фильм всё же закончится относительно хорошо, и доктор умудрится-таки сесть на танкер, удаляющийся куда-то к безмятежному морскому горизонту, но что при этом остаётся на берегу? «Терминал» крайне удачно формулирует, как оказалось, общую для современного мира атмосферу иррациональной тревожности, пугающей неопределённости и продолжающейся концентрации насилия, и в этом смысле полностью смыкается с посылами своих украинских коллег.
В целом же после просмотра всех фильмов программы можно констатировать следующее: если выхватывать из кинематографов двух стран отдельные картины, представляющие скорее «фестивальный» интерес, то разница просто разительная. У фильмов Украины – жутковатый хаос распадающегося мира, всё более теряющего понятные и «человеческие» очертания, у кино-авторов Франции же - тематический разброс, сосредоточенный при этом на конкретном (и «небольшом») человеке и его частных и универсально понятных проблемах. Поучительный опыт. Спасибо за него Неделе критики.

 Тескт - Сергей Локотко

Алексей Першко 30 октября 2020



Имя:
18 января 2021
Ваш отзыв

популярные статьи


Реальный Санта-Клаус, которого мы заслужили Реальный Санта-Клаус, которого мы заслужили

31 декабря, несмотря на ожидаемый в Украине локдаун, в кинотеатральный прокат выходит фильм с рождественской тематикой - “Охота на Санту”

21 декабря 2020 0 4604
Не Бондом единым Не Бондом единым

Премьера двадцать пятого фильма из серии бондианы, где Агента 007 в пятый (и последний) раз сыграет Крейг, переносилась уже много раз....

21 декабря 2020 0 1943
Что в кино? Премьеры недели (24-30 декабря) Что в кино? Премьеры недели (24-30 декабря)

Новый мультфильм Pixar, украинские комедии, Квартет И и другие новинки проката.

23 декабря 2020 0 1930
Фильмы-события и лауреаты Фильмы-события и лауреаты

Лучшие фильмы 2020 года от Arthouse Traffic покажут в кинотеатре «Жовтень»

21 декабря 2020 0 1921
Накануне новой встречи с Вуди Алленом Накануне новой встречи с Вуди Алленом

Лучшие киноцитаты от режиссера “Фестиваля Рифкина”

24 декабря 2020 0 1786