Гармонь на фабрике соцреализма

Войти через
Регистрация
 
Гармонь на фабрике соцреализма
 
Новости: Гармонь на фабрике соцреализма
Довженко-центр продолжил свой Oldschool первой советской киноопереттой о любви, колхозе и опасностях отрыва от народа.
Душа колхоза – гармонист Тимошка (Пётр Савин) – трудится столь рьяно, что быстро получает повышение: из рядового члена коллектива он вырастает до секретаря сельсовета. Совершенно предсказуемо случается знакомая метаморфоза: зарыв любимую гармонь под кучу сена, новоиспечённый чиновник Тимофей Васильевич немедленно грузнет в бюрократически-лозунговом болоте, чем сразу же не преминул воспользоваться недобитый кулацкий элемент со своими мелкобуржуазными гитарами, водкой и непременным вредительством. Однако комсомольский коллектив, любимая девушка (первая роль советской дивы Зои Фёдоровой) и верность любимому инструменту помогают оторвавшемуся от народа виртуозу-гармонисту вновь стать неоспоримым лидером подунывших было колхозников и одолеть распоясавшегося кулака.
В своей второй «олдскульной» серии Довженко-центр заявил цикл из пяти фильмов 30-х лет минувшего столетия периода начального становления стиля социалистического реализма, когда его крайне жёсткие впоследствии идеологические рамки как бы ещё не закостенели окончательно. А потому художникам – при пока ещё формально-легкомысленном соблюдении темы и идеологически выдержанного посыла – до поры до времени безнаказанно удавалось, что называется, «шалить». В конечном результате (фильме), таким образом, содержался некий изъян, и вот эта самая «червоточинка», на взгляд составителей программы из картин авторов, имевших непосредственное отношение к Украине – и представляет из себя самостоятельный интерес. И в этом смысле для открытия столь многообещающей программы лучшей картины, чем «Гармонь» (1934) винничанина по происхождению Игоря Савченко и представить себе сложно. Взяв за основу невероятно популярную в те годы среди комсомольской молодёжи одноимённую поэму «на злобу дня» поэта Александра Жарова, 28-летний режиссёр-дебютант с помощью нехитрых и немногочисленных музыкальных тем Сергея Потоцкого создал, по сути, первый советский музыкальный фильм. Но если обессмертивший себя чуть позже в жанре Григорий Александров, в том же 1934-м выпустивший «Весёлых ребят», явно ориентировался на каноны американского мюзикла – то Савченко пошёл совсем другим путём. Как-то по-наглому, до гротеска выпяченная «народность» музыки и танцевальных номеров, формалистически-хулиганский монтаж, лихо скачущий сюжет, откровенно лобовая трактовка непростой, в принципе, ситуации и героев. К тому же кино буквально «затянуло» в себя неприкрыто наслаждающегося процессом съёмок режиссера – и вот он сам оказывается на экране в незабываемом образе классово чуждого героям-комсомольцам кулака с выразительной фамилией Тоскливый! Да, тут совершенно очевидно, отчего подобное кино в 30-е быстро сошло с экранов и «легло на полку» вплоть до теперешнего Oldschool-2. (И это несмотря на 3 последующие Сталинские премии для впоследствии «исправившегося» Савченко!)
 Увы! – такая «Гармонь» так и не стала ведущим инструментом в грядущем социалистическом кинематографе. О чём стоит лишь сожалеть.      
Фабрика соцреализма
Украинское кино 1930-х
6 февраля         Гармонь. 1934. Игорь Савченко
13 февраля       Строгий юноша. 1935. Абрам Роом
6 марта             Интриган. 1935. Яков Уринов
13 марта           Однажды летом. 1936. Ханан Шмаин, Игорь Ильинский
20 марта           Шуми, городок! 1939. Николай Садкович
Текст - Сергей Локотко
Алексей Першко 07 февраля 2019
Комментарии
 
Имя
23 февраля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Что в кино? Премьеры недели (30 января – 6 февраля)

Номинант Оскара, украинская комедия, Мэттью Макконахи и другие новинки проката.

30 января 2019

0
402

Берлинские сериалы 2019

Инновационные форматы и долгожданные возвращения

28 января 2019

0
364

Что в кино? Премьеры недели (7-13 февраля)

Битва под Крутами, Лиам Нисон, Lego и другие новинки проката.

09 февраля 2019

0
335

Строгий юноша. Он же – Волшебный комсомолец

Oldschool2 в Довженко-центре – продолжение. Кино «зазора» и очередной шедевр.

15 февраля 2019

0
260

Гармонь на фабрике соцреализма

Довженко-центр продолжил свой Oldschool первой советской киноопереттой о любви, колхозе и опасностях отрыва от народа.

07 февраля 2019

0
239

 



fk tw