Гармонь на фабрике соцреализма


Гармонь на фабрике соцреализма
Довженко-центр продолжил свой Oldschool первой советской киноопереттой о любви, колхозе и опасностях отрыва от народа.
Душа колхоза – гармонист Тимошка (Пётр Савин) – трудится столь рьяно, что быстро получает повышение: из рядового члена коллектива он вырастает до секретаря сельсовета. Совершенно предсказуемо случается знакомая метаморфоза: зарыв любимую гармонь под кучу сена, новоиспечённый чиновник Тимофей Васильевич немедленно грузнет в бюрократически-лозунговом болоте, чем сразу же не преминул воспользоваться недобитый кулацкий элемент со своими мелкобуржуазными гитарами, водкой и непременным вредительством. Однако комсомольский коллектив, любимая девушка (первая роль советской дивы Зои Фёдоровой) и верность любимому инструменту помогают оторвавшемуся от народа виртуозу-гармонисту вновь стать неоспоримым лидером подунывших было колхозников и одолеть распоясавшегося кулака.
В своей второй «олдскульной» серии Довженко-центр заявил цикл из пяти фильмов 30-х лет минувшего столетия периода начального становления стиля социалистического реализма, когда его крайне жёсткие впоследствии идеологические рамки как бы ещё не закостенели окончательно. А потому художникам – при пока ещё формально-легкомысленном соблюдении темы и идеологически выдержанного посыла – до поры до времени безнаказанно удавалось, что называется, «шалить». В конечном результате (фильме), таким образом, содержался некий изъян, и вот эта самая «червоточинка», на взгляд составителей программы из картин авторов, имевших непосредственное отношение к Украине – и представляет из себя самостоятельный интерес. И в этом смысле для открытия столь многообещающей программы лучшей картины, чем «Гармонь» (1934) винничанина по происхождению Игоря Савченко и представить себе сложно. Взяв за основу невероятно популярную в те годы среди комсомольской молодёжи одноимённую поэму «на злобу дня» поэта Александра Жарова, 28-летний режиссёр-дебютант с помощью нехитрых и немногочисленных музыкальных тем Сергея Потоцкого создал, по сути, первый советский музыкальный фильм. Но если обессмертивший себя чуть позже в жанре Григорий Александров, в том же 1934-м выпустивший «Весёлых ребят», явно ориентировался на каноны американского мюзикла – то Савченко пошёл совсем другим путём. Как-то по-наглому, до гротеска выпяченная «народность» музыки и танцевальных номеров, формалистически-хулиганский монтаж, лихо скачущий сюжет, откровенно лобовая трактовка непростой, в принципе, ситуации и героев. К тому же кино буквально «затянуло» в себя неприкрыто наслаждающегося процессом съёмок режиссера – и вот он сам оказывается на экране в незабываемом образе классово чуждого героям-комсомольцам кулака с выразительной фамилией Тоскливый! Играть в мобильные слоты по ссылке https://www.stalker-mc.ru/kazino-s-vyvodom-deneg/mobilnye-sloty/ список всех мобильных онлайн казино с реальными деньгами. Да, тут совершенно очевидно, отчего подобное кино в 30-е быстро сошло с экранов и «легло на полку» вплоть до теперешнего Oldschool-2. (И это несмотря на 3 последующие Сталинские премии для впоследствии «исправившегося» Савченко!)
 Увы! – такая «Гармонь» так и не стала ведущим инструментом в грядущем социалистическом кинематографе. О чём стоит лишь сожалеть.      
Фабрика соцреализма
Украинское кино 1930-х
6 февраля         Гармонь. 1934. Игорь Савченко
13 февраля       Строгий юноша. 1935. Абрам Роом
6 марта             Интриган. 1935. Яков Уринов
13 марта           Однажды летом. 1936. Ханан Шмаин, Игорь Ильинский
20 марта           Шуми, городок! 1939. Николай Садкович
Текст - Сергей Локотко
Алексей Першко 07 февраля 2019



Имя:
02 марта 2021
Ваш отзыв

популярные статьи


Пахнуть как в кино: легендарные парфюмы в любимых фильмах Пахнуть как в кино: легендарные парфюмы в любимых фильмах

Кинематограф — вид искусства, успешно сочетающий в себе и другие направления: от музыки до архитектуры. Они принимают участие в построении...

04 февраля 2021 0 4002
Что в кино? Премьеры недели (4-10 февраля) Что в кино? Премьеры недели (4-10 февраля)

Джаред Лето, Дензел Вашингтон, Кэри Маллиган и другие звезды в новинках проката.

03 февраля 2021 0 1905
Что в кино? Премьеры недели (11-17 февраля) Что в кино? Премьеры недели (11-17 февраля)

Лиам Нисон, история Дэвида Боуи и другие новинки проката.

10 февраля 2021 0 1404
Евродонбасс Евродонбасс

Режиссер Корней Грицюк и продюсерка Анна Паленчук начали работу над документальным фильмом о европейской истории Востока Украины

16 февраля 2021 0 958
Что в кино? Премьеры недели (18-24 февраля) Что в кино? Премьеры недели (18-24 февраля)

Бенедикт Камбербэтч, Розамунд Пайк, Мадс Миккельсен и другие звезды в новинках проката.

19 февраля 2021 0 837