Искусство мести


 Искусство мести
Как известно, Влад Цепеш, уроженец Трансильвании воевода Валахии, вдохновивший Брэма Стокера на создание самого известного его персонажа Дракула, был человеком весьма мстительным. Возможно, именно он дал один из толчков к созданию специальной программы фильмов о мести «Око за око» в рамках 13-го Международного кинофестиваля «Трансильвания», который проходит в средневековом городе Клуж-Напока. Хотя Михай Кирилов, артистический директор этого крупнейшего в Румынии кинематографического события, утверждает, что на это его подвиг фильм «Голубая руина» Джереми Солнье, который он увидел на фестивале в Локарно. Как бы там ни было, но программа была создана и предложена вниманию не только публики, но и жюри Международной Федерации Кинопрессы (FIPRESCI) и оказалась вполне конкурентоспособной. Ведь месть – это не только блюдо, которое надо подавать холодным, но и весьма впечатляющий драматургический инструмент, который срабатывает практически в ста процентах случаев, благодаря морально-этическим дилеммам, которые она порождает. В программу «Око за око» вошли 12 фильмов, в своей совокупности превратившиеся в многогранное исследование оправданности мести и последствий, которые она порождает. Большинство из этих двенадцати фильмов объединяют очевидные признаки – насилие в тарантиновском стиле, жестокость и черный юмор – но все же каждый из них говорит о своем индивидуальном виде мести.
Героиня шведского фильма «Встреча выпускников» Анна Оделл (ее играет сама режиссер фильма, что придает ленте автобиографический характер) мстит своим одноклассникам самим фактом создания этого фильма. Героиня анимационной ленты «Измена» известного американского независимого режиссера Билла Плимптона мстит своему мужу, вселяясь при помощи некого фантастического аппарата в тела его многочисленных любовниц. Герой Брендана Глисона в ленте Джона Майкла Макдонафа «Голгофа» (эта лента недавно выходила в ограниченный прокат у нас в стране) сам становится объектом мести, при этом расплачиваться ему приходится не столько за свои грехи, сколько за грехи других представителей церкви. В этой ленте месть становится причиной для очищения и искупления грехов. В фильме «Печать зла», получивший год назад каннский приз за лучший сценарий,  режиссер Цзя Жаньке через четыре истории о мести создает тревожащий портрет современного Китая, который предстает экономическим гигантом, разъедаемым изнутри насилием. Лента «В порядке исчезновения», которая была одним из фаворитов конкурса последнего Берлинского кинофестиваля, наполнена изрядной порцией черного юмора, а ее герой в исполнении Стеллана Скарсгарда мстит за смерть своего сына. Главными персонажами японско-индонезийского фильма Братьев Мо «Убийцы», переполненного эстетизированным насилием в азиатском духе, движут разные мотивы: одного из них комплекс вины за смерть любимой сестры  превратил в маньяка-убийцу, другой погружается в мир кровавого насилия, пытаясь отомстить коррумпированному олигарху, разрушившего его карьеру и жизнь. Разрываемый скорбью (его жена и дочь гибнут в ходе одной из его миссий) и жаждой мести, лучший специальный агент Северной Кореи – герой боевика «Подозреваемый» режиссера Вон Шин-юна – объявляет войну всему миру. Как можно заработать хорошие деньги или просто получить небольшую, но очень приятную сумму без изматывающего труда? Выиграть ее при помощи бесплатного игрового автомата ! Благо, электронные казино дарят посетителям такую возможность! Также нельзя не отметить безопасность финансовых операций и быстрый вывод денег на карту или в кошелек. Представляется, что эта лента открывает новые горизонты в жанре боевика – такому визуальному ряду позавидует сам Пол Гринграсс, а насыщенность каждой минуты ленты невероятным количеством событий, излагаемых с пулеметной скоростью, кажется, превосходит возможности человеческого восприятия.
Все эти двенадцать фильмов обладают своими достоинствами и недостатками, характеризуются разным художественным уровнем, но то, что каждый из них провоцирует каждого зрителя на исследование видения мира и себя в нем, выдергивает его из зоны комфорта, сомнению не подлежит. А, значит, программа  «Око за око» удалась и стала одним из краеугольных камней бастиона свободы творчества и самовыражения, каковым видят создатели свое детище – Международный фестиваль «Трансильвания».
Алексей Першко 05 июня 2014
Like

Имя:
25 мая 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Конец эпохи Конец эпохи

Показ восьмого сезона «Родины» (Homeland) состоялся, и это значит, что сериал, который девять лет держал съемочную группу и верных зрителей...

02 мая 2020 2 877
Драмы, которые заставят вас плакать. Драмы, которые заставят вас плакать.

Есть ли у человека что-то важнее семьи? Все мы нуждаемся в самореализации или карьере, но родных людей не заменит ничто. Поэтому в...

15 мая 2020 0 469