Как один фильм писателя убил


Как один фильм писателя убил

Vian-Fest в Довженко центре – день второй. A la noir.
23 июня 1959-го года в парижском кинотеатре «Ле Марбёф» проходил допремьерный показ фильма по скандальному некогда роману Бориса Виана «Я приду плюнуть на ваши могилы». На сеанс, естественно, был приглашён и автор. Хотя 39-летний на тот момент Виан (вместе с Жаком Допаном) был соавтором сценария – он давно уже рассорился с продюсерами из-за весьма вольного обращения с собственным детищем и требовал убрать своё имя из титров. Тщетно. Сами же титры пошли лишь приблизительно на 5-й минуте, и при появлении своей фамилии на экране Виан, по свидетельству очевидцев, «осел в кресле», был немедленно доставлен в больницу и вскоре скончался от сердечного приступа.
Эта удивительная история началась ещё в далёком 1946-м году. Юный Виан в первый послевоенный год пытался бросить свою «дипломную» профессию инженера и начать зарабатывать преимущественно литературным ремеслом. Однако уже написанную «Пену дней», впоследствии составившую ему всемирную славу - и не публиковали, и «пробросили» мимо престижной премии Плеяд. Тогда разозлённый Виан буквально на тротуаре заключил пари с начинающим издателем Жаном д'Аллюэном: он брался за 2 недели написать роман, не уступающий в скандальности «Тропику Рака» Генри Миллера. Виан был истинным специалистом в американском hard-boiled детективе, ведь ранее он подрабатывал и переводами для культовой «Чёрной серии» (в том числе Рэймонда Чендлера). Взяв, по опыту французских коллег, американский псевдоним Вернон Салливен (американцев всегда лучше покупали), а сам притворившись всего лишь переводчиком романа темнокожего американца, которого по расовым причинам не публиковали в консервативной Америке – Виан в заданные сроки (только ради денег!) выдаёт нагора свой жанровый шедевр с диким названием «Я приду плюнуть на ваши могилы», увидевший свет в 1947-м.
В нём главный герой по имени Ли Андерсон – так называемый white negro, т.е. метис, но с белым цветом кожи. Его младшего брата линчуют за связь с белой женщиной, и Ли клянётся отомстить, убив целых двух светлокожих красавиц, причём непременно из правящих классов. С этой целью он перемещается севернее, устраивается работать в книжный магазин, после ряда похождений (прежде всего, сексуального толка) находит подходящие кандидатуры и приводит в исполнение свой безобразный план, не избежав – жанр требует! - смерти и сам. Виан виртуозно «сыграл» со всеми «низкими» жанровыми штампами, насытив и без того зловещий сюжет многочисленными эскападами на грани порнографии и запредельного на тот момент насилия. Что немедленно принесло свои плоды – во многом благодаря решительным публичным заявлениям Комитета социального и морального содействия (бесплатная реклама!), книга разошлась немыслимым на тот момент тиражом в 120.000 экземпляров, что оказалось больше, чем последующий тираж всех произведений писателя вместе взятых, и стала главным бестселлером Франции 1947-го года. Под псевдонимом Вернон Салливен Виан напишет ещё три романа и рассказ, сам переделает первый роман в пьесу, и благополучно «похоронит» проект своей юности, занявшись куда более свойственными ему вещами – «настоящей» литературой и музыкой.
Однако прошлое настигает, и вот в 1959-м (всех перипетий проекта пересказывать не будем) режиссёр Мишель Гаст вновь возвращается к виановским «могилам». Но время существенно изменилось, а у кино свои законы. Сюжет-то, в принципе, остался прежним, но… Городком, куда спрятался вдруг превратившийся в брутального и туповатого мачо главный герой, управляет некая рассекающая на мотоциклах и танцующая с отвязными девчонками рок-н-ролл молодёжная банда во главе с богатеньким подонком; из двух предназначенных для жертвенного заклания знатных сестёр одна оказывается «хорошей» и искренне в него влюбляется, невзирая на «нечистую» кровь; многие персонажи меняются местами и амплуа; практически «жёсткое» порно оригинала сменятся игривой гламурной эротикой, и т.д. и т.п…. Не будем проклинать киноверсию Мишеля Гаста – фильм всё равно получился весьма приличным, но (сохранив яростную антирасистскую позицию), в то же время, совершенно другим. Нас не было в зале «Марбёф» в тот самый день, и случившееся 23 июня 1959-го года давно стало ужасной, но в то же время прекрасной легендой. И отчего именно умер тогда никогда не отличавшийся отменным здоровьем Виан - установить доподлинно сегодня уже невозможно. Но всё равно - умереть от искусства… Прекрасный уход для любого художника.

Текст - Сергей Локотко

Алексей Першко 29 октября 2020



Имя:
18 января 2021
Ваш отзыв

популярные статьи


Реальный Санта-Клаус, которого мы заслужили Реальный Санта-Клаус, которого мы заслужили

31 декабря, несмотря на ожидаемый в Украине локдаун, в кинотеатральный прокат выходит фильм с рождественской тематикой - “Охота на Санту”

21 декабря 2020 0 4612
Не Бондом единым Не Бондом единым

Премьера двадцать пятого фильма из серии бондианы, где Агента 007 в пятый (и последний) раз сыграет Крейг, переносилась уже много раз....

21 декабря 2020 0 1946
Что в кино? Премьеры недели (24-30 декабря) Что в кино? Премьеры недели (24-30 декабря)

Новый мультфильм Pixar, украинские комедии, Квартет И и другие новинки проката.

23 декабря 2020 0 1933
Фильмы-события и лауреаты Фильмы-события и лауреаты

Лучшие фильмы 2020 года от Arthouse Traffic покажут в кинотеатре «Жовтень»

21 декабря 2020 0 1924
Накануне новой встречи с Вуди Алленом Накануне новой встречи с Вуди Алленом

Лучшие киноцитаты от режиссера “Фестиваля Рифкина”

24 декабря 2020 0 1789