Киев. Борису Виану 100 лет.


 Киев. Борису Виану 100 лет.

В Довженко-центре завершился Vian-Fest.

Конечно, не столь быстро, как того хотелось бы, но зато последовательно и уверенно Довженко-центр превращается а настоящую европейскую Синематеку, когда тематические программы, посвящённые ярким кинематографическим явлениям прошлых лет, буквально следуют одна за одной, ничуть не уступая друг другу в интересности и познавательности. За уникальным фестивалем одесских независимых 90-х последовал не менее впечатляющий Виан-фест – 4 фильма, спектакль и презентация нового перевода романа писателя на украинский язык.
Подобный фестиваль тем более неочевиден, что сам Борис Виан, при всей своей невероятной плодовитости и «многостаночности» (поэзия, литература, музыка, живопись и т.д.) - к кинематографу всё же имел достаточно опосредованное отношение. 9 эпизодических ролей в фильмах друзей, где он изображал «фактурных» персонажей (с такой-то внешностью!), 2 сценария короткометражек и вынужденное соавторство в злосчастной адаптации собственного романа «Я приду плюнуть на ваши могилы», которая его, собственно, буквально и убила. Тем не менее, собранная «по осколкам» эклектичная кинопрограмма получилась абсолютно «виановской», чему немало поспособствовала и финальная «вишенка на торте» - театральный спектакль.
Открыла фестиваль, пожалуй, самая очевидная позиция: первая по времени экранизация «главного» опуса Виана-писателя «Пена дней» (L’Ecume des jours, 1968). Картина Шарля Бельмона снималась через целых 20 лет после написания книги, что не могло не сказаться на её общей тональности. Лишь два десятилетия спустя после ранней смерти писателя-визионера и переиздания основных трудов его творчество обрело культовый статус в среде молодёжной контр-культуры 60-х, а потому меланхолически-печальная и социально-едкая «Пена» фильма неумолимо окрасилась в отчётливо психоделические тона и обрела черты довольно весёлой абсурдной комедии с джазово-авангардным саундтреком (чему немало поспособствовало участие в его создании нынешнего классика конкретной и электроакустической музыки Пьера Анри).
Фильм «Я приду плюнуть на ваши могилы» Пьера Каста (J’irais cracher sur vos tombes, 1959), несмотря на связанную с ним трагичную историю (описанную тут) – представляет собой весьма примечательный и крепко сделанный пример французского нуара, ориентированного на американский аналог, но с ярким «европейским» акцентом. Документальное «Кино Бориса Виана» (Le Cinema de Boris Vian, 2010) Александра Илэра и Ясины Баддэ стало, пожалуй, самой слабой позицией программы, в крайне неизобретательной телевизионной манере пересказавшее всё ту же громкую историю создания «Могил» устами людей, которые когда-то при этом присутствовали.
По-хорошему удивил «Прекрасный возраст» (Le Bel Age, 1960) Пьера Каста. Известный критик и создатель легендарного журнала Cahiers du cinema, ставшего в конце 50-х «родиной» французской Новой волны – Жак Доньоль-Валькроз решил рискнуть в новом для себя актёрском деле и специально «под себя» по рассказу Альберто Моравиа написал совершенно неординарный сценарий. В духе галантного XVIII-го века и под соответствующую музыку очень красивые и прекрасно одетые мужчины и женщины века ХХ-го в живописных местах и в разные времена года разыгрывают изящные чувственно-тонкие «отношения» практически исключительно под закадровый голос. В последний раз появившийся на экране Виан откровенно играет здесь самого себя: не включаясь непосредственно в действие, а лишь косвенно помогая участникам любовных игр - он как бы благосклонно и, в то же время, иронично благословляет всё происходящее «со стороны».
По-виановски абсурдно-достойным завершением фестиваля стал разыгранный интернациональным актёрским квартетом спектакль «Для наших диких душ» в постановке швейцарки Мадлен Бонгард. Лёгкий налёт здорового абсурда присутствовал буквально везде: зал сидел в масках, живые послы Франции и Швейцарии слушали (при этом без звука!) с экрана собственные цифровые обращения к зрителям, а в самом весьма изобретательном сценическом воплощении ещё одного маленького шедевра писателя «Уничтожим всех уродов» нам при всём желании не удалось отыскать ну ни малейших черт оригинала! Виан по-прежнему актуален и жив!

Спасибо изобретательному и неутомимому Центру Довженко, и в нетерпении ждём следующих фестивалей!

Текст - Сергей Локотко

Алексей Першко 05 ноября 2020
Like



Имя:
25 ноября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября) Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября)

Ведьмы, снова ведьмы и другие новинки проката.

28 октября 2020 0 5311
Как один фильм писателя убил
эксклюзив
Как один фильм писателя убил

Vian-Fest в Довженко центре – день второй. A la noir.

29 октября 2020 0 2090
Два мира – два фокуса Два мира – два фокуса

Программа 4-й Киевской недели критики «Фокус: Украина Франция»

30 октября 2020 0 1923
Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября) Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября)

Украинский номинант на Оскар, классические сказки и другие новинки проката.

04 ноября 2020 0 1452
 Киев. Борису Виану 100 лет.
эксклюзив
Киев. Борису Виану 100 лет.

В Довженко-центре завершился Vian-Fest.

05 ноября 2020 0 1444