"Короткий метр" на ОМКФ-2017: абстракции и реакции

Войти через
Регистрация
 
100 речей та нічого зайвого
"Короткий метр" на ОМКФ-2017: абстракции и реакции
 
Новости: "Короткий метр" на ОМКФ-2017: абстракции и реакции

 Почему мы все так любим короткометражки? Наверное, прежде всего потому, что это емкая, доступная и эффективная форма киноподачи, которую способен оценить и прочувствовать каждый. Можно провести аналогию с рассказами (в сравнении с романами-«полнометражками»!) в литературных произведениях: не всякий читатель в наше интенсивное время возьмет на себя труд знакомства с пухлыми многотомными эпосами или книжными сериями. А вот короткий рассказ, очерк, может прочесть и что-либо для себя вынести – почти каждый. Рассказы, как и короткометражки, считаются относительно простыми… но отнюдь не стоит их недооценивать!

Собственно, создатели длинных романов, нашедших свой путь к сердцу читателя, как правило, начинали, учились и оттачивали перо на короткой форме. Точно также и режиссеры начинают с «короткого метра», дабы обрести свой неповторимый (в идеальном раскладе!) стиль,  навыки, набить руку, освоить различные фирменные «приемчики», снискать первые аплодисменты зрителей и получить положительные отзывы киноэкспертов, а уже затем… 

Впрочем, любовь к короткометражкам остается и впоследствии – на всю жизнь. Режиссеры знают! Далеко не каждую возникшую мысль, идею или зацепившее тебя впечатление следует растягивать на большой фильм. Иные идеи просто невозможно существенно удлинить без потери качества и смысла. А вот «короткий метр» здесь очень уместен – именно он передает главное. Порой снятые «мини-шедевры» способны поразить и запомниться больше, нежели большой «серьезный фильм», который два часа ездит по ушам и зрительским рецепторам, что-то себе мямлит и дребезжит, ничего толком не давая «на выходе». Знакомо, не правда ли?..
«Короткий метр» - это, как правило, простота и ясность, квинтэссенция могучей режиссерской мысли, которая уложена в прокрустово ложе 10-20 минут и посему должна за это время сказать все, что действительно считает нужным. Объяснить, донести. И быть понятой зрителем. 
Конечно, и здесь встречаются «закосы под Тарковского» или «юные Феллини», которые, например, почти все отведенное время снимают чайник и пар, красиво выходящий из носика под тревожную музыку, но… результат авторского катарсиса в подобном случае, вероятно, способен принести полное удовлетворение только самому создателю, но не массовому зрителю. Он ведь и так видит аналогичный чайник каждый день! И разум возмущенный поневоле закипает: зачем еще на экране, да еще так «вумно»?!..
Кроме того, ситуация с «КМ» очень хорошо демонстрирует в миниатюре состояние дел в национальном кино в целом, показывает перспективы, дает возможность заявить о себе начинающим талантам – на которых впоследствии можно будет рассчитывать отечественному полнометражному жанру. Это мы так плавно переходим к конкурсной программе «Короткого метра» 8-го ОМКФ, которая в этот раз была на разделена на три дня, с 19 по 21 июля.
Кинокритик обязан говорить правду и только правду. Даже, если очень хочется соврать или, скажем так, немного смягчить! Поэтому скажем сразу: в этом году программа «Короткого метра» получилась несколько слабее нежели год или два года назад. Много формы, но с содержанием есть определенные проблемы.
Прежде всего скажем о том, о чем очень просили «довести» непосредственный зрители кинофестиваля. На «КМ» часто ходят с детьми, ходят пожилые люди – чему мы стали непосредственными свидетелями. Понять интерес можно – подразумевается авторское, «легкое кино». 
Да только не всегда оно легкое. В этот раз – в большинстве своем. И это можно было как-то обозначить, чтобы публика не рвалась на сеанс в неурочное время (с детьми или пожилыми родителями)… А у оставшихся в зале не оставалось ложного впечатления, будто его накормили чем-то непотребным. Без ханжества – но налицо некоторый перебор!
Отцы, «шпрехающие» под деревом свою дочь – со всеми подробностями. Гениталии на экран. Молочные железы. Выкидыши. Молчу уже за «вождя пролетариата» - Заратустра так сказал…  Как-то оно все «кучно пошло» (с)
Нет, оно, конечно, правда жизни. Но детям точно ни к чему! И это как-то регулировать надо. Вопрос, возможно, не столько к авторам фильма, сколько к организаторам. Пусть юные жители планеты Земля все узнают в свое время, а также не будет "побегов из Шоушенка"... то есть, из зала во время сеанса!
Но и к создателям короткометражек на этом ОМКФ вопросов хватает. Во-первых, многовато «чернухи» и физиологии. Во-вторых, не чувствуется «здоровой» и оправданной необходимости во всем этом. В-третьих, абстракции правят свой необузданный бал. В-четвертых, просто как-то скучновато выходит! И последнее, кстати, перевешивает.
Что там говорил Остап Бендер по этому поводу? «Аут, класс невысокий?..» Ну да, примерно как-то так. Извините, без всякого желания обидеть авторов сценария, режиссеров!
Потому как за три дня «КМ» удалось увидеть много интересных, нестандартных взглядов на мир. И это хорошо, это правильно. Интересные наличествуют операторские работы, композиторы плотно потрудились. Но вот с содержанием, умением это передать, и что-то сказать… Ну хотя бы что-то! Некоторые проблемы все же имеются, скажем так.
Кое-что все-таки можно выделить из увиденного. Анимация «Элювиум – регенеративное существо» (реж. Стас Сантимов) – пусть это короткий музыкальный клип скорее, на 7 минут, но присутствует чувство ритма, некий завораживающий элемент. «Технический перерыв» (реж. Филипп Сотниченко) – сюжет про беременную кассиршу, которая родила в перерыве… здесь можно очень высоко оценить работу актрисы, Нины Тараруевой – ей все поверили, сумела убедить, пожалуй, лучшее исполнение из всех. 
И, наконец, те, кого оценило и высокое жюри. «Сирень» Екатерины Горностай получило специальный приз от жюри – по сюжету есть какие-то вопросы, но режиссура вполне качественная. И «Выпуск-97», чьи достоинства признаны и швейцарским фестивалем – победитель, отличная короткометражка без всяких «но». Смешная и грустная одновременно… Однозначно лучшая работа из всех увиденных за три дня.
К сожалению, больше отметить особо некого. В общем, есть над чем работать… Ну, хоть чайник на полчаса не показали - спасибо и на том.
До встречи через год. И, надеемся, в этот раз «КМ» приготовит зрителю куда более приятные и интересные сюрпризы!
Ксеркс 22 июля 2017
Комментарии
 
Имя
16 февраля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Что в кино? Премьеры недели (24-30 января)

Один из главных претендентов на Оскар, сиквел "Крида", классика Спилберга и другие новинки проката.

23 января 2019

0
544

Что в кино? Премьеры недели (17-23 января)

Брюс Уиллис, Марго Робби, Брайан Крэнстон и другие звезды в новинках проката.

17 января 2019

0
395

Что в кино? Премьеры недели (30 января – 6 февраля)

Номинант Оскара, украинская комедия, Мэттью Макконахи и другие новинки проката.

30 января 2019

0
360

Берлинские сериалы 2019

Инновационные форматы и долгожданные возвращения

28 января 2019

0
314

Что в кино? Премьеры недели (7-13 февраля)

Битва под Крутами, Лиам Нисон, Lego и другие новинки проката.

09 февраля 2019

0
263

 



fk tw