Культурфильм: Киноревизия Донбасса 2.0


Культурфильм: Киноревизия Донбасса 2.0
Кинолекторий Довженко-Центра об образе Донбасса в советском кино
15, 22, 29 ноября 19:00
ВХОД СВОБОДНЫЙ
 Довженко-Центр. Кинолаб, 6 этаж ул. Васильковская 1, М. Голосеевская
15 ноября в Довженко-центре начинается образовательная программа "Культурфильм: Киноревизия Донбасса 2.0». Это специальный цикл кинопоказов и лекций известных исследователей, посвященный теме Донбасса в кинематографе советской эпохи. Зрители смогут увидеть, почувствовать и понять особенности формирования индустриального образа Донбасса и его идентичности в кино, и проследить их изменения с 1930-х годов во времена перестройки и обретения Украиной независимости.
 Основательные исследования темы Донбасса в кинематографе, уникальные кинокадры, архивные фотографии региона 1920-80-х годов легли в основу антологии "Киноревизия Донбасса 2.0", изданной в этом году Довженко-центром, а лекции читать некоторые из ее авторов. Издание вошло в короткий список национального конкурса книжного дизайна Книжного Арсенала и выставки самых красивых книг мира Франкфуртской книжной ярмарки.
 Программа кинолектория:
 15 ноября известный киновед и исследователь советского кино Евгений Марґолит расскажет, как создавался образ шахтерского региона, его индустриальных пространств в кино на примере фильма "Я люблю" (1936). Режиссер фильма Леонида Лукова, уроженца Мариуполя, часто называют певцом Донбасса. Посетители увидят, каким образом в украинских довоенных фильмах конструировался особый образ реальности, который, по мнению исследователя, стал важнее действительность как таковую. Именно в этой особенности Марґолит видит истоки украинского "поэтического кино".
 22 ноября историк и исследователь культуры Донбасса Елена Стяжкина, анализируя ленту  "Непокоренные" (1945, реж. Марк Донской) и одноименную книгу Бориса Горбатова, которая легла в основу фильма, покажет, как формировалась украинская и российская идентичность Донбасса, проследит, языковые и мировоззренческие аспекты выходили на первый план в книге и ее экранизации. Автор также сосредоточится на том, как фильм об оккупации Донбасса во время Второй мировой войны перекликается с современным положением вещей на украинских оккупированных территориях.
29 ноября историк, социолог и публицист Кирилл Ткаченко на примере фильма "Июльские грозы. Забастовка "(1989, реж. Анатолий Карась, Виктор Шкурин) расскажет о знаменитых шахтерские забастовки и их значение для обретения Украиной независимости, проанализирует тогдашнюю политическую и социальную ситуацию в стране и проследит, как эти процессы отразились в документальном кинематографе.
 Куратор программы: Станислав Мензелевський, руководитель научно-программного отдела Довженко-Центра.
 "Культурфильм" - образовательная программа Довженко-Центра, что намерен выйти за рамки академической кинообразования, рассматривая кино в его социальном, культурном и историческом измерениях, сочетая тематические ретроспективы фильмов с их критическим осмыслением в формате лекций и дискуссий, встреч с исследователями кино и специалистами в сфере кино.
 Национальный центр Александра Довженко (Довженко-Центр) – крупнейший украинский киноархив, хранящий более 5000 наименований игровых, документальных, анимационных украинских и зарубежных фильмов. Является единственным членом Международной федерации киноархивов (FIAF) в Украине. Осуществляет реставрацию, сохранение национальных фильмов, личных архивов кинематографистов, музейных фондов, научные исследования в области кинематографии, дистрибуцию и продвижение украинского кино.
ГП «Национальный центр Александра Довженко»
03040 Киев, Украина, ул. Васильковская, 1, г.. Голосеевская http://www.dovzhenkocentre.org
Лекторы:
Евгений Марґолит - российский киновед украинского происхождения. Окончил филологический факультет Луганского педагогического института, аспирантуру Российского государственного института сценических искусств. Кандидат искусствоведения. Автор книг «Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития »(1988),« Удаленное кино. 1924-1953 »(1995, в соавторстве с В. Шмыровым) и «Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов». Автор текстов в журналах «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки» и др.
Елена Стяжкина - писательница, публицист, докторша исторических наук, Старший научный сотрудник отдела истории Украины второй половины ХХ в. Института истории Украины НАН Украины. Профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета имени Василия Стуса. Координатор общественного движения «деоккупации. Возвращение ». Автор диссертации «Женщины в истории украинской культуры второй половины XX века». Автор более девяноста научных публикаций, изданных как в Украине, так и за рубежом.
Кирилл Ткаченко - социолог, историк. Родился в 1980 году в Киеве. Изучал философию в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко и Мюнхенском университете им. Людвига-Максимилиана. Докторант Института политологии Мюнхенского университета, исследует социальную и политическую историю Донбасса. Автор монографии «DerFallMumiaAbuJamal» (2012) и составитель сборника «20 лет капитализма в Украине» (2015). Редактор блога Reft & Light. фильмы:
Я ЛЮБЛЮ
1936, УССР, Украинфильм, 70 мин.
Режиссер: Леонид Луков
Автор сценария: Александр Авдеенко
Оператор: Иван Шеккер
Художник: Мориц Уманский
Композитор Иван Шишов
В ролях: Александр Чистяков, Иван Чувелев, Даниил Введенский, Владимир Гардин, Наталья Ужвий.
 Когда-то давно отец Остапа оставил нищую деревню и отправился на заработки в Донбасс. Построенный Никанором дом положил начало шахтерском поселку Собачеевка. Остап пошел отцовским путем и тридцать лет проработал на хозяина шахты. Но когда отца уволили с работы, Остап понял, что бессмысленно обвинять в своих бедах только руководство. Встретившись с рабочим-революционером Гарбузом (Александр Антонов) он становится одним из лидеров революционного движения среди шахтеров Донбасса.
Экранизация одноименного биографического романа Александра Авдеенко свое время стала настоящим событием в культурной жизни Советского Союза, и вместе с тем - одним из лучших фильмов уроженца Мариуполя, режиссера Леонида Лукова.
Лукова справедливо называли певцом Донбасса и именно здесь происходило действие по меньшей мере пяти его лент. Однако даже среди них «Я люблю» стоит особняком. Эта картина выделяется своей необычной сказочной интонацию, настроением и настоящей романной формой.
Над лентой работал выдающийся кинохудожник Мориц Уманский, который позже создаст выразительные декорации «Непокоренных» Марка Донского, режиссера, которого сам Луков высоко ценил. Оператором «Я люблю» был Иван Шеккер, который чуть не впервые показал Донбасс настолько фотографически четко. Именно он в 1961 году снимет «Украинская рапсодию» Сергея Параджанова.
«Непокоренные»
1945, УССР, Киевская киностудия художественных фильмов, 93 мин.
Режиссер: Марк Донской
Авторы сценария: Марк Донской, Борис Горбатов
Оператор: Борис Монастырский
Художник: Мориц Уманский
Композитор: Лев Шварц
В ролях: Амвросий Бучма, Вениамин Зускин, Лидия Карташова, Даниил Сагал, Евгений Пономаренко.
 Экранизация одноименной повести Бориса Горбатова о «героической жизни и борьбе» Донбасса во времена немецкой оккупации. Семья заводского мастера Тараса Яценко не может эвакуироваться из города из-за болезни его внучки Марии. Сам Тарас уверен, что вскоре все пройдет, надо только ждать и не повиноваться врагу. Однако реальность войны сводит на нет все попытки дистанцироваться от конфликта. Все больше людей вокруг Яценко затягивает в водоворот войны.
Опубликованная в 1943 году повесть «Непокоренные» предлагала логику интерпретации военных действий и оккупации в категориях героя-предателя-жертвы. Неудивительно, что это произведение было отмечено Сталинской премией в 1946 году. Фильм Донского пошел еще дальше и превратил конкретное географическое место (Луганская область) в абстрактно-эпическое пространство советского героизма, оставаясь абсолютно нечувствительным к колебаниям человеческой идентичности. Подчеркивает впечатление этого утопического пространства сцена массового расстрела евреев, иконографически тождественная событиям в киевском Бабьем Яру. Фильм, получивший золотую медаль на VII МКФ в Венеции (1946), стал, к сожалению, вновь актуальным в связи с войной в Донецкой и Луганской областях.
Интересно, что один из независимых украинских фильмов о войне и Романа Шухевича был снят Олесем Янчуком в 2000 году под названием «Непокоренный». Но возможны ли другие способы описания опыта оккупации, отличные от интерпретативной матрицы «герой-предатель-жертва»? Существует ли вообще определенная дистанциированная позиция по которой можно выносить сейчас этические суждения? Как вообще работать с опытом войны?
Июльские грозы. Забастовка
1989, УССР, Укркинохроника, ТО «Криница», 82 мин. Режиссеры и сценаристы: Анатолий Карась, Виктор Шкурин Операторы: Виктор Крипченко, Сергей Тимофеев Звукооператор: Юрий Расторгуев
Музыка: Александр Сметана
Монтаж: Нина Королева
 «Июльские грозы» - дилогия о первых за долгое время массовых протестах в Советской Украине. Две части дилогии «Забастовка» и «Выброс» посвящены двум беспрецедентным по масштабу волнам шахтерских забастовок в Донецке в 1989 и 1990 годах соответственно. В этих исторических акциях протеста приняли участие несколько тысяч горняков. Сами события стали весомым фактором в истории краха советской коммунистической системы.
Протесты на Донбассе начались в июле 1989 года - была остановлена ​​работа более ста шахт. Уже через неделю после начала забастовки шахтеров стал предметом специального телевизионного обращения Михаила Горбачева. Представители стачкома были приглашены на переговоры в Москву, где все их требования были временно удовлетворено. Параллельно с развертыванием акций протеста и речами горняков на площади в Донецке, авторы фильма наблюдают нищенскую жизнь шахтеров и тяжелые условия труда на шахте «Лидиевка».
Режиссеры фильма Анатолий Карась и уроженец Донецкой области Виктор Шкурин в своем фильме с восторгом и тревогой наблюдают историю зарождения и развития шахтерского протестного движения. Камера Анатолия Крипченко и Сергея Тимофеева не может оторвать взгляд от пылких речей забастовщиков и внимательно фиксирует эволюцию лозунгов протеста. В 1993 году Независимый профсоюз горняков, забастовочный комитет Донецка и творческое объединение «Криница» выдвинула авторов «Июльских гроз» на соискание Шевченковской премии, которую они в конце концов и получили.
С точки зрения современного зрителя, «Июльские грозы» - бесценный документ эпохи Перестройки. Прежде всего, мы видим первые лучи пробуждения современного политического сознания украинцев, которые найдут свое продолжение и в «Революции на граните», и в «Украине без Кучмы», и в двух Майданах. Обретения Украиной независимости стало следствием общественных протестов, подобных изображенным в «Июльских грозах». Кроме того, трудно будет избежать аналогий с последними историческими событиями в Украине. Так, среди участников коллизий забастовки в фильме можно встретить нескольких персонажей недавнего украинского политикума - бывших нардепов Юрия Болдырева и Петра Симоненко. Интересно и то, что большинство событий фильма разворачиваются на площади перед областным комитетом партии - тем самым зданием, где до 2014 года располагалась Донецкая ОГА, с захвата которой взял свое начало проект «ДНР».
Алексей Першко 14 ноября 2018
Like

Имя:
25 февраля 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (30 января-5 февраля) Что в кино? Премьеры недели (30 января-5 февраля)

Два номинанта на Оскар и другие новинки проката.

30 января 2020 0 2533
Мотоциклы, ирландцы и Земля Мотоциклы, ирландцы и Земля

В киевском Довженко-центре в рамках Envision Sound-3 прошли показы трёх фильмов в живом музыкальном сопровождении.

27 января 2020 0 858
Независимое кино для независимых людей Независимое кино для независимых людей

Что смотреть на юбилейном Фестивале американского кино «Независимость» с 6 февраля

31 января 2020 0 783
Нэд Келли, Оскар Шиндлер и Пи Нэд Келли, Оскар Шиндлер и Пи

Что их объединяет?

20 февраля 2020 0 680
Что в кино? Премьеры недели (13-19 февраля) Что в кино? Премьеры недели (13-19 февраля)

Обладатель Оскара, украинская комедия, еж Соник и другие новинки проката.

13 февраля 2020 0 611