Любить, смеяться и снимать


Любить, смеяться и снимать
Ален Рене родился в интеллигентной семье и уже с ранних лет увлекся искусством во всех его формах – от фотографии до литературы – что наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество. Когда юному синефилу Рене было 12 лет, отец подарил ему на Рождество первую восьмимиллиметровую камеру «Кодак», которой он снял несколько фильмов, среди которых была и его версия «Фантомаса». Влюбленный в театр, будущий режиссер записывается в знаменитую театральную школу Cours Simon, а в 1943-м году он становится студентом первого набора киношколы «ИДЕК» (отделение монтажа). После войны Ален Рене снимает ряд фильмов об искусстве («Ван Гог», «Герника»). Он был современником французской «Новой волны», к которой его зачастую ошибочно причисляют. Ошибочно потому, что он входил в группу «Левый берег» (она так называлась для обозначения определенного противостояния с редакцией легендарного киножурнала «Кайе дю Синема» - колыбели «Новой волны» - редакция которого в то время находилась на Елисейских Полях, то есть на правом берегу Сены). Совместно с участниками «Левого берега» Рене снимает ряд выдающихся лент: «Статуи тоже умирают» вместе с Крисом Маркером (Приз Жана Виго, 1954 год), «Пуэнт-Курт» вместе с Аньес Варда (здесь он выступает в качестве монтажера). В том же 1954 году Рене получает еще один приз Жана Виго за свою легендарную ленту «Ночь и туман».
«Хиросима, любовь моя», первый полнометражный фильм Рене, выходит спустя несколько недель после «400 ударов» Франсуа Трюффо, и становится одним из важнейших произведений в истории французского кино.  Эта лента произвела фурор – и смелостью своего сюжета и революционностью повествовательной манеры. Но даже будучи приверженцем формальных экспериментов, Рене не забывал и о послании, которое он хотел донести до зрителя: память станет одной из основных тем творчества режиссера, о чем свидетельствуют два его следующих фильма с Дельфин Сейриг в главной роли – «Последним летом в Мариенбаде» («Золотой Лев» Венецианского фестиваля 1961 года) и «Мюрьель» (1964) о призраках войны в Алжире. Ален Рене всегда демонстрировал свою политическую ангажированность: в 1966 году он делает Ива Монтана борцом против режима генерала Франко в ленте «Война окончена» (Приз Луи Деллюка) и принимает участие в создании коллективного фильма «Далеко от Вьетнама» и утопического манифеста «Год 01».
Не смотря на свой имидж режиссера-интеллектуала, автор «Любви до смерти» и «Стависки», роль в котором является одной из лучших в фильмографии Жана-Поля Бельмондо, не сторонится и популярной культуры: он пробует свои силы в фантастике («Я люблю тебя, я люблю тебя», 1968), переосмысливает каноны бульварного театра («Мелодрама», 1986), интересуется французской разновидностью комикса (I Want Go Home), играет с шаблонами театра-варьете («Известные старые песни», 1997) и снимает оперетту («Только не в губы»).
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, Рене сотрудничает с трио блистательных актеров, которым он доверяет исполнить разнообразные и виртуозные партии в своих произведениях – Андре Дюссолье, Пьер Ардити и Сабин Азема. Каждый из них получил минимум по одному «Сезару» за роли в фильмах Алена Рене. Своего апогея любовь режиссера к этим актерам достигла в дилогии Smoking/No Smoking («Сезар» за лучший фильм 1993 года), в которой Ардити и Азема сыграли 11 разных персонажей. Если в начале своей режиссерской карьеры Рене привлекал к работе над сценариями мэтров «Нового романа» Маргерит Дюрас и Алена Роб-Грийе, с 90-х годов прошлого столетия он окружает себя более популярными авторами, такими как Жан-Пьер Бакри и Аньес Жауи, Жан-Мишель Риб («Сердца», приз Венецианского фестиваля 2006 года за лучшую режиссуру). В 2009 году Ален Рене удостаивается специального приза за творческий вклад в кинематограф Каннского фестиваля, в программе которого участвовала его лента «Дикие травы».
Ален Рене скончался 1 марта 2014 года в возрасте 91 года, за 25 дней до выхода во французских залах своего 19-го – и последнего – фильма «Любить, пить и петь», являющегося адаптацией театральной пьесы британского драматурга Алана Эйкборна «Жизнь Райли». В феврале, на последнем Берлинском фестивале эта лента удостоена приза Альфреда Бауера, который вручается фильмам, открывающим новые перспективы кинематографического творчества.
Алексей Першко 11 марта 2014
Like

Имя:
18 января 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Самые ожидаемые фильмы 2020
эксклюзив
Самые ожидаемые фильмы 2020

Блокбастеры

25 декабря 2019 0 1646
Что в кино? Премьеры недели (26 декабря–1 января) Что в кино? Премьеры недели (26 декабря–1 января)

Еще одна "Сумасшедшая свадьба" и другие новинки проката.

26 декабря 2019 0 1398
Самые ожидаемые фильмы 2020
эксклюзив
Самые ожидаемые фильмы 2020

Криминал и триллеры

28 декабря 2019 1 1383
Самые ожидаемые фильмы 2020
эксклюзив
Самые ожидаемые фильмы 2020

Супергеройское кино

27 декабря 2019 0 1364
Что в кино? Премьеры недели (2 - 8 января) Что в кино? Премьеры недели (2 - 8 января)

Новогодние фильмы!

02 января 2020 0 907