Магический мир 3D. Часть вторая. - статьи кино - Kino-teatr.ua

Магический мир 3D. Часть вторая.

Войти через
Регистрация
 
Магический мир 3D. Часть вторая.
 
Новости: Магический мир 3D. Часть вторая.

                                                                           Волшебный мир 3D. Часть 2.

В прошлый раз мне выпала честь сдалть обзор об истории и развитии 3D в Киеве «доперестроечных» времен . Сейчас продолжим знакомство в контексте собственно 3D-технологий и собственно «3D-меню», которые подают кинотеатры столицы.

На сегодняшний день так или иначе используются следующие методы получения 3D-изображения в кино

1.       Ангалифичний
Анаглифический метод получения стереоэффекта для стереопары обычных изображений заключается в цветовом кодировании изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Зритель надевает очки, в которые вместо диоптрических стекол вставлены специальные светофильтры (как правило, для левого глаза - красный, для правого - голубой или синий), благодаря которым каждый глаз видит только нужную часть изображения

Недостатком метода анаглифов является неполная цветопередача. Сложившееся объемное изображение благодаря эффекту бинокулярного смешения цветов воспринимается однотонным или (при определенном соотношении яркостей) ахроматическим. В связи с этим применение анаглифического метода оправдано только для черно-белых фильмов - и на данный момент почти полностью отошло по использованию.

Кстати, данный метод используется не только для кино, а для 3D-книг, как вот например данный рекламный «путеводитель», попавший в руки автора.

2.       Затворный

 

Зрители смотрят фильм по системе «теле» из затворные визоры - очки XpanD с затворами

Другие названия - «эклипсний» (вполне можно говорить и «затмения»), «светлоклапанный». Технология заключается в попеременной демонстрации на экране изображений, предназначенных для левого и правого глаза, и также поочередном затемнении стекол очков, так что каждый глаз поочередно видит предназначенное только ему изображение. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стекол жестко синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счет эффекта инерции зрения у человека создается иллюзия, что он видит целостное трехмерное изображение. Метод предложил д'Альмейда в 1858 году. В кинематографе этот метод впервые реализован в системе «теле» Лоуренса Хаммонда, внедренной в 1922 году В настоящее время набирают популярность ЖК затворные очки, где вместо механических затворов используются ЖК-заслонки.

    Основные недостатки затворного метода:

-          значительное ослабление светового потока, требует повышения яркости лампы проектора

эффект раздвоения изображения быстро движущихся объектов,

-          повышенная утомляемость глаз

-          повышенный вес очков, создает нагрузку на переносицу,

-          очки с электроникой плохо поддаются санитарной обработке.

Преимущество - не нужен специальный экран

3.        Поляризационные системы

 

Очки с поляризационными фильтрами

При использовании линейной поляризации два изображения накладываются друг на друга на один и тот же экран через ортогональные (расположенные под углом 90 градусов друг к другу) поляризационные фильтры в проекторах. При этом необходимо использование специального посеребренного экрана, который позволяет избежать деполяризации и компенсировать потерю яркости. Зритель надевает очки, в которые также встроенные ортогональные поляризационные фильтры; таким образом каждый фильтр пропускает только ту часть световых волн, чья поляризация соответствует поляризации фильтра, и блокирует ортогонально поляризованный свет. Линейно поляризованные очки требуют, чтобы зритель держал голову на одном уровне, не наклоняя ее, иначе эффект теряется.

 

Примеры технологий, использующих линейную поляризацию: Стерео-70 и IMAX 3D.

 

При использовании круговой поляризации два изображения так же накладываются друг на друга через фильтры с противоположно направленной поляризацией. В очки, предназначенные для зрителя, встроенные «анализируют» фильтры (с противоположно направленной поляризацией). В отличие от линейной поляризации, если зритель наклоняет голову, разделение левого и правого изображений сохраняется и, следовательно, видимая объемность стереоизображения не пропадает. Примеры технологий с круговой поляризацией - RealD Cinema, MasterImage, Volfoni Smart Cristall. Благодаря последним технологическим достижениям поляризационные технологии стремительно набирают популярность

 

 

4.       Технология интерференционных фильтров

 

Технология Dolby 3D формирует для каждого глаза изображения с различными длинами волн базовой триады - красного, зеленого и синего цветов. Специальные очки отфильтровывают определенные длины волн, так что зритель видит стереоизображение. По сравнению с поляризационным данный метод позволяет сэкономить на стоимости экрана (не нужно посеребренный или алюминированные экран), но стоимость самих фильтр очков оказывается гораздо выше.

5.       Эффект Пульфриха

Использование эффекта Пульфриха нельзя отнести к стереоскопическим методам, поскольку при этом не формируются различные картинки для правого и левого глаз. Эффект Пульфриха заключается в том, что при опоздании нервного сигнала от одного глаза, движение объекта справа налево (или слева направо, но не вверх или вниз) кажется, что меняет глубину, к наблюдателю или от наблюдателя. Такое опоздание может быть вызвано размещением нейтрального (серого) затемняет фильтра перед одним глазом. Поскольку эффект Пульфриха зависит от движения в определенном направлении, его применимость сильно ограничено. Преимуществом метода является возможность просмотра «обычным» способом, без специальных очков, при этом изображение не двоится, в отличие от стереоскопических методов, а только пропадает иллюзия глубины.

 

6.       Безочковые (автостереоскопические) методы

 

Включают несколько технологий, не требующих от зрителя использования специализированных очков для разделения частей стереопары. Используются в экспериментальных видеопанелях. В основном, представлены растровыми системами. Кроме реестрового, с безокулярних методов известный также игольчатый, но сведений о его применении в кинематографе нет.

 

В растровых методах используется пространственное разделение стереопары. Изображение на экране состоит из узких вертикальных полосок, с чередованием изображений стереопары. Перед экраном размещается растр с таким же шагом, элементы которого позволяют каждому глазу видеть только «свои» полоски изображения. При достаточном удалении зрителя от экрана полоски сливаются в единое полутонов.

 

Существует два типа растра - оптический (также называемый щелевой или барьерным) и линзовый (лентикулярный).

 

Оптический растр состоит из вертикальных непрозрачных полос, с щелями между ними. Полосы затеняют для каждого глаза «неподходящие» части изображения.

 

Линзовый растр, более применим в настоящее время состоит из вертикально расположенных цилиндрических плоско-выпуклых линз. Линза одновременно выполняет функции щели и полосы, притеняют (затеняющей). Этот метод также применяется при изготовлении стереолистивок

 

Недостатки растровых методов:

 

 -качественное изображение наблюдается только при некоторых ракурсах, что, кроме необходимости размещения зрителей в фиксированных секторах обзора, накладывает ограничения на размер экрана

Эффективное разрешение изображения по горизонтали уменьшается в два раза.

 

В кинематографе растровые экраны использовались в ранних узкоформатный стереосистемы - именно здесь мы и закончили историческую часть.

Довольно интересно рассмотреть и методы создания «псевдо-3D», которое реализовано компнией Hypervsn, и которая реализована в ТРЦ Океан Плаза.

А теперь рассмотрим реализацию в действующих кинотеатрах столицы.

1.       Кинотеатр Boomer

Кинотеатр, с которого собственно я и начал путешествие в «волшебный мир 3D», стал кинотеатр «Бумер» в ТРЦ РайON по адресу улица Николая Лаврухина, 4, где автору статьи провели настоящую экскурсию и дали возможность протестировать систему «активного 3D», за что он благодарен директору Сергею Зленко (который является также директором кинотеатра «близнеца-брата» Boomerьа - кинотеатра «Магнат»), на примере мультфильма «Фердинанд».

Это был тот же случай, когда мог лично прикоснуться и увидеть аппаратное утварь «вживую». Итак, сами очки - это затратная часть, которые меняют регулярно, с частотой пол-года-год. Именно здесь зритель может выбрать для себя «индивидуальный дизайн» очков - или шире, более консервативного покроя, позволяющие использовать их с обычными очками, или более «облегающие» - «молодежного дизайна» (желтого цвета). Сигнал с синхронизаторов 3D, который подключается к проектору и оттуда получает «сигнал о 3D», поступает на очки, для того чтобы последние синхронизировали так, чтобы была качественная картинка -  представленные в общем четыре типа дизайна. Проектор - это NEC900, установленный во всех залах, проектор для небольших залов, именно камерных по настроению кинотеатров. Если говорить то ощущения при просмотре в очках более «теплое» и мягкое чем в обычных очках, поскольку некоторую часть «работы» по мозг берет на себя сама система очков. Также в плюсы этой технологии можно записать тот факт, что при этом качество изображения меньше зависит от угла зрения. Срок службы очков - полгода-год, по статье расходов - это затратная часть, вместе с закупкой новых партий, дирекция экспериментирует и с новыми дизайнами. В двух из четырех залов ощущения от изображения дополняет аудиосистема Boomerseats - испанские виброкресла, синхронизированные с аудиодорожкой ленты. по статье расходов - это затратная часть, вместе с закупкой новых партий, дирекция экспериментирует и с новыми дизайнами. В двух из четырех залов ощущения от изображения дополняет аудиосистема Boomerseats - испанские виброкресла, синхронизированные с аудиодорожкой ленты. по статье расходов - это затратная часть, вместе с закупкой новых партий, дирекция экспериментирует и с новыми дизайнами. В двух из четырех залов ощущения от изображения дополняет аудиосистема Boomerseats - испанские виброкресла, синхронизированные с аудиодорожкой ленты.

Проектор Nec NC900

 

Проектор с установленным перед ним синхронизатором

Дизайны и типоразмеры активных 3d-очков

Значительным недостатком является, конечно, цена, которая на порядки выше обычных пассивных и которой характерна более сложная процедура очистки. И еще пару слов «оффтоп» - среди маркетинговых предпочтений зрителей - в кинотеатре стабильно пользуются детское кино и комедии, 2D более популярно, чем 3D, хотя хиты, например блокбастеры от Marvel, всегда среди главных по предпочтениям зрителей.

 

 2.       CинемаСити

Грандом, который вызвался предоставить конкретную детальную информацию, является сеть кинотеатров CинемаСити, исчерпывающие материалы по магическому миру 3D - предоставили их волшебные хозяйки - Елена Ницко, директор по маркетингу в Синема Ситы, и Татьяна Ушакова, менеджер по рекламе в Синема Сити Киев.

В киевском кинотеатре «Синема Сити», размещается в киевском ТРЦ «OceanPlaza» по адресу ул. Антоновича, 176 есть пять залов, которые оснащены технологией 3D.

В зале №1 установлен лазерный проектор Barco DP4K-60L со своей внутренней пассивной 3D системой на базе шести основных цветов, для просмотра используются специальные Dolby 3D очки. Эти очки не продаются в кинотеатре, они выдаются для просмотра, потому что их стоимость в десятки раз превышает стоимость очков для просмотра фильмов в залах, где установлены ксеноновые проекторы.

Вот фото этого красавца:

Barco DP4K-60L

 

В залах №2 и №8 установлена ​​пассивная 3D система DEPTHQ для просмотра фильмов в формате которой можно использовать любые 3D очки с круговой поляризацией. Такие же очки используются и в зале 4DX.

 Продукты DepthQ 3D позволяют цифровым кинопроектором отображать потрясающие 3D-фильмы, которые можно просматривать, используя недорогие пассивные очки стандартного уровня, кстати которые можно приобрести в личное пользование

 

В ВИП-зале установлена ​​активная 3D система Xpand для просмотра которой необходимы специальные очки для синхронизации с проектором. Об этой технологии мы упоминали в контексте «активной поляризации»

Эта технология стереоскопического кинематографа, разработанная компанией «NuVision», которая продвигается компанией «X6D Limited». Впервые такая технология проекции, которая называется "светлоклапанный", реализованная в пленочной кинематографии в 1922 году в американской системе "Teleview". Эта технология, в отличии от поляризационных IMAX 3D и RealD, не требует специального экрана, в связи с чем стоимость переоборудования кинотеатра при внедрении стереопоказа оказывается ниже

Однако сложность устройства очков, требующих автономного электроснабжения, и необходимость синхронизации значительно удорожают их. Для питания ЖК-затворов используются батарейки, которые можно заменить с помощью специального ключа. Ресурса батарейки хватает на 300 часов активной работы. Наличие электроники в очках, предназначенных для индивидуального использования, затрудняет их санообробку между сеансами.

 

В Тернопольском и Одесском кинотеатрах «Синема Сити» также используются 3D очки с круговой поляризацией.

Интересным был также экскурс по маркетинговой плоскости, популярности 3D по жанрам и форматам: «Если учитывать предпочтения зрителей, тем больше всех любителей 3D у нас в Тернополе, киевская и одесская публика предпочитает смотреть фильмы в 2D формате. Хотя на зрелищные картины - с большим количеством спецэффектов, трюков - поток зрителей в 3D растет во всех кинотеатрах. Такие фильмы, как Форсаж, все экранизации комиксов от Марвела - это безусловные хиты 3D залов »

Зал 4DX в киевском кинотеатре СинемаСити


3. Планета Кино

... Обзор закончим грандом кинопрокатной индустрии - сетью «Планета Кино», а именно с их киевского кинотеатра в РТЦ «Блокбастер» за адресом - проспект Степана Бандеры, 34В. Этот кинотеатр обладает «полным спектром» кино 3D-развлечений -3D, 4DX, и IMAX 3D, к которым добавился интерактивный формат Планета VR. Знакомство с технологиями провела Ольга Зубчик - маркетолог киевского филиала кинотеатра Планета Кино. Главной «изюминкой» кинотеатра можно назвать зал, выполненный по технологии IMAX (от англ. Image Maximum - «максимальное изображение») - это комплекс технологий, разработанный компанией «Мультискрин» в 1970 году. Главная цель - демонстрация фильмов в сверхвысокой качества; кинозалы отличаются стандартизированной геометрией зала, специально подобранными типичным экраном и аудиосистемой. Основной особенностью формата можно назвать связи «одна камера - один проектор», компоненты производятся поштучно, а не серийными партиями. Свой триумфальный путь формат начал с города Сан-Диего, где в 1973 был открыт кинотеатр IMAX DOME (сферорама «Омнимакс»).

3D-изображения в формате IMAX создается поляризационным методом. С помощью фильтров, установленных на двух кинопроекторах (работающих одновременно), изображения для левого и правого глаза поляризуются в вертикальной и горизонтальной плоскостях экрана. Фильтры в очках зрителя «выдергивают» из светового потока отдельные изображения для левого и правого глаза, и таким образом создают единую совершенную объемную картинку.

Сравнительный размер кадра IMAX и типичной 35-мм пленки

В остальных залаз кинотеатра (в том числе и 4DX) используется система Cinetech +, собственная технология сети «Планеты Кино» - проектирование зала в связке с подбором проекционного оборудовании. Базовые особенности ее заключаются в использовании экрана специальной вогнутой формы, специальный посеребренный экран отражает больше света от проецируемого изображения, естественная передача цветов (в данном случае это проекторы фирм Barco и Сhristie), и, как отмечает кинотеатр - использование и регулярная замена ламп проектора . В контексте 3D-технологий - используется 3D Cinetech + - круговая поляризация системы Leonis: ее проектор переключает изображение для правого и левого глаза со скоростью 72 кадра в секунду и создает эффект 3D-глубины. Особенностью технологии Leonis является поляризационный модулятор X-FILTER

 

Технология Leonis-X-filter

Относительно сервиса для зрителей предлагаются сервис персональных 3D-очков IMAX и Cinetech +, а также навесных 3D-клипс - для обычных очков. Стоимость 3D-очков для IMAX 20/60 грн, CINETECH + и 4DX - 20 грн. Очки для фильмов в RE'LUX (персональные боксы) входят в стоимость билета и выдаются перед началом сеанса

Иллюстративно они выглядят так: IMAX -

 

 

CINETECH +

3D-клипсы (фото Ольги Казевои, kino-teatr.ua)

Для слабовидящих кинотеатр Планета Кино предлагает 3D-клипсы - клипсы, одеваются поверх обычных очков, и позволяют отказаться от «двойных» очков. Благодаря данным тест-драйва, проведенного в рамках рубрики «Киноревизия» сайта kino-teatr.ua журналистом Анной Бойко и его коллегой Ольгой Казевои), можно отметить следующее: никакого дискомфорта, механизм крепления не мешает просмотру, не ощущается дополнительная нагрузка на переносицу , можно совершенно спокойно крутить головой в разные стороны и при этом не терять в качестве изображения, по сравнению с обычными 3D очками изображения в 3D клипсах не так тусклые. 

//////////////////

В общем, это те кинотеатры, в которых автор смог пообщаться с маркетинговым руководством вживую, и  дают возможность представить определенный рисунок состояния 3D в Украине.

Кинотеатр Оскар.

В настоящее время, в сети Оскар есть возможность персонально приобрести стандартные пассивные очки, в Линия Кино, они так же выдаются и забираются при входе.

Из открытых источников, собственно сайта кинотеатра Multiplex можно сделать обзор системы TWINS - формат зала, разработанный специально для сети. Он предусматривает большой экран, и систему из двух проекторов, синхронизированных с помощью специальной программы, поскольку мощность одного не способна обеспечить качественную передачу для экранов такого размера (некоторые комментаторы отмечают, что это «другое название» системы Christie Duo - 3D которой основано на технологии Dolby ® 3D). Очки здесь так же выдаются при входе в кинозал.

   Как вывод. В общем,можно насчитать совершенно разные подходы к представлению магического мира 3D, который, как мы увидели есть как захватывающим, так и недешевым видом развлечений - принимая хотя бы начальную «статрову» стоимость. Вместе с тем, для зрителей не делается особых акцентов на технических особенностях, для них как было, так и есть только 2D и 3D, с отдельными «башнями» IMAX и 4DX. 

Комментарии
 
Имя
19 августа 2018
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Что в кино? Премьеры недели (26 июля - 1 августа)

Очередная миссия Тома Круза и другие новинки проката.

25 июля 2018

0
632

Что в кино? Премьеры недели (2-8 августа)

Винни-Пух и все-все-все.

02 августа 2018

0
367

Что в кино? Премьеры недели (9-15 августа)

Джейсон Стэтем против доисторической акулы и другие новинки проката.

09 августа 2018

0
280

ОМКФ 2018: Все флаги в гости к нам!

Итоги 9-го Одесского международного кинофестиваля

03 августа 2018

0
211

 



fk tw