«Молодость-44»: фестиваль как фильм


 «Молодость-44»: фестиваль как фильм
Немало авторитетных кинематографистов (среди последних – режиссер Сергей Лозница) небезосновательно утверждают, что всякое соположение в рамках одного фильма или же сцены двух кадров (эпизодов) уже несет в себе определенный смысл и служит выражением авторской позиции. Позволим себе смелый эксперимент – уподобить фильмы из программ 44-го Киевского Международного кинофестиваля «Молодость» этим кадрам (эпизодам) и попробовать представить сам фестиваль как своего рода метафильм. В отличие от хорошего фильма, в котором каждый монтажный стык продуман автором, фестиваль-фильм складывается (или же не складывается) порой спонтанно: не всегда удается посмотреть программу какой-нибудь фестивальной секции целиком и проникнуться замыслом режиссеров-программаторов. А иногда бывает и так, что фильмы из разных фестивальных программ просто напрашиваются на сопоставление-соположение. Например, так получилось с фильмами канадца Дени Коте «Пусть твоя радость длиться» (могли бы предложить свой вариант перевода – «Да пребудет с тобой радость») и грузина Георгия Овашвили «Кукурузный остров», сложившихся в своего рода индустриально-аграрный союз.
В своих более нарративных фильмах («Вик и Фло увидели медведя», приз Альфреда Бауера на Берлинале-2013) режиссер всегда находил место для своих маленьких формальных экспериментов на стыке игрового и документального кино. Есть в фильмографии Коте и короткометражные ленты «Остовы» и «Бестиарий» - ленты резкие, вписанные в единое место действия (свалка, зоопарк), многочисленным художественно-визуальным ресурсам которых автор предпочитает уклончивое повествование и изобретательные монтажные эффекты. «Да пребудет с тобой радость» прекрасно вписывается в этот ряд.
На этот раз местом действия избран завод, или точнее – собирательный образ завода, через который автор рассказывает о связи людей с их работой. Возвращаясь в великолепной первой части фильма к художественной эстетике, уже использованной режиссером в «Бестиарии», Коте фиксирует своей камерой различные промышленные агрегаты - монументальные и устрашающие – в длинных кадрах-эпизодах, которые создают свою собственную драматургию. Но эта захватывающая формальная система к несчастью очень быстро разрушается внедрением людей, которые свидетельствуют о своем отношении к работе в намеренно декларативных и искусственных диалогах. В этом можно усмотреть своего рода форму аллегории, но скорее всего – это лишь проявление всегдашней слабой стороны авторской манеры режиссера, кино которого только выигрывает в тот момент, когда он начинает меньше внимания обращать на сценарий.
Если герои ленты «Да пребудет с тобой радость» Дени Коте погружены в абсолютно индустриальный мир, то персонажи ленты грузина Георгия Овашвили «Кукурузный остров» живут едва ли не в эпохе ручного земледелия. Грузинский режиссер, который уже минимум дважды участвовал в конкурсе «Молодости» (в 1997-м и в 2009-м годах), скрупулезно показывает несколько месяцев из жизни дедушки и внучки, которые приезжают для выращивания кукурузы на фантомный остров (он появляется каждую весну и исчезает осенью) на реке Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Лучший из пептидных препаратов и по честному богатешему составу и по реальной, фактической эффективности мы по праву признаем замечательный препарат Дермахил HSR , которые не только завоевал умы и сердца многочисленных косметологов но и модифицируется в своих инкрнациях по составу и концентрации активных веществ. Это говорит о том, что работа над препаратом ведется постоянно и из года в год привносятся новые активные элементы направленные на эффективность. Что бы мы с вами молодели год от года Их патриархально-рустикальный мирок лишь изредка тревожат внешние силы – пограничники то одной, то другой стороны, и постепенно островок становится средоточием драмы небывалой силы. Появление же на острове раненного грузинского пограничника и вовсе становится той последней каплей, которая нарушает зыбкое равновесие и приводит к трагическому финалу. Отдадим должное мастерской работе оператора и мощной, наполненной скрытой силой, драматургической линии. Одним словом, Георгий Овашвили – еще один весомый повод для гордости фестиваля «Молодость».
Еще одним крайне удачным эпизодом метафильма под названием «Молодость-44» стал немецко-израильский фильм «Где-то там» Эстер Амрами. К неоспоримым достоинствам ленты надо причислить не столько практически безупречную драматургию, сколь то, что автору удалось найти удивительно трогательную и верную интонацию для своей истории, герои которой, порой теряясь в трудностях перевода, ищут (и что отрадно – находят) себя.
Но, как и в любом фильме, помимо удачных кадров, эпизодов и монтажных стыков, и в фильме «Молодость» есть эпизоды, которые стоило бы выбросить при монтаже – в их числе французские ленты «Позорный столб» Паскаля Рабатэ (милая, но не более того, комедия о семейных ценностях) и «Форт Бьюкенен» Бенжамена Кротти, очевидно выстроенный на несчитываемых нашей ментальностью культурных кодах. И хотя финальная версия «Молодости-44» еще не видена никем, у этого метафильма есть все шансы пополнить коллекцию украинских синефилов.
Алексей Першко 30 октября 2014
Like

Имя:
21 сентября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября) Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября)

Новый Нолан и другие новинки проката.

27 августа 2020 0 1513
Нолан - спаситель! Нолан - спаситель!

«Нолан - гений» - комментарий, который провоцирует длительную дискуссию на просторах интернета. Одни утверждают, что он наиболее...

25 августа 2020 0 964
Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

9 лучших ролей Билла Мюррея

01 сентября 2020 0 691
Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября)

Киану Ривз, новые Люди Икс и другие новинки проката.

03 сентября 2020 0 685
Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября) Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября)

Мулан, Наталия Орейро и другие новинки проката.

10 сентября 2020 0 541