Молодость. День четвертый


Молодость. День четвертый
Кто бы мог подумать, что самым обсуждаемым событием всего дня станет украинская премьера. Известный украинский кинокритик, основатель интернет-журнала Cineticle Станислав Битюцкий представил свою дебютную работу «До свидания, синефилы», впервые за фестиваль вызвавшую оживленную дискуссию после сеанса. Если быть точным, волну критики и развенчивание позиции автора.
Несколько друзей, которые познакомились на кинофестивале «Молодость», встречаются, чтобы провести одного из них в Белград. Так начинается их путешествие от личных воспоминаний до воспоминаний о своей стране, от маленькой комнаты до таинственности киевской ночи. Финальная точка их приключений - прощальная вечеринка, где реальность и кино снова станут единым целым.
Людям, которые остались до конца сеанса, автоматически был присвоен ранг сильных и бесстрашных личностей, не иначе. Картина начинается с того, как три человека в полумраке беседуют обо всем сразу. Кино, Майдан, «Молодость», национальная самоидентификация – все эти темы сплетаются в причудливый полилог, где явно нет места кому-то еще, кроме самих собеседников. Нет, не буду кривить душой, изредка было интересно послушать размышления посторонних тебе людей, но, поскольку обсуждение ведется на простейшем бытовом уровне, это не имеет особого смысла. Далее разговоры прерываются черным экраном со звуковыми отголосками Евромайдана, и этот акт психологического вандализма возымел странное действие на присутствующих в зале. Каждый стал заниматься тем, к чему лежала душа: одни начали сидеть в Интернете, другие заинтересовались рельефной поверхностью потолка кинотеатра «Киев». Часть демонстративно покинула зал. Впоследствии оказалось, что это был урок зрителю, который демонстрировал различие изображения и звука, а точнее возможность их асинхронизации.
После томительного ожидания экран наконец-то заиграл красками. Перед нами возник его величество кинотеатр «Украина» в одном длинном статичном кадре. Казалось, что даже работницы кинотеатра нервно заерзали, а не сломалось ли чего. Как стало ясно из слов самого Битюцкого после показа, все в порядке, это отсылка к «Теням забытых предков», незыблемому шедевру национального кинематографа, премьера которого состоялась именно в «Украине». Все в зале напряглись, как пантера перед прыжком, в ожидании, когда все это кончится. Ждать оставалось недолго: немая поездка в автомобиле улицами ночного Киева, вечеринка в Доме образования и культуры «Мастер-класс», кадры из фильмов братьев Люмьер и «Битвы за нашу советскую Украину» Александра Довженко. Занавес, титры, почтительные аплодисменты.
Самое интересное, как можно было догадаться, началось после, когда Станислав прокомментировал все, что происходило на экране, и подвел определенные итоги. Современный кинематограф не предлагает, а навязывает. Этой картиной режиссер хотел продемонстрировать, что даже сегодня есть место авторской свободе, нужно не бояться экспериментировать и снимать то, что хочешь. И тут возникает логический вопрос: разве свобода не подразумевает некую ответственность? Киноэксперимент не должен становиться испытанием для зрителя. Бессвязное нагромождение малопонятных образов, которые нуждаются в авторском объяснении, превращают само понятие искусства в некое подобие лаборатории, где проводят опыты, но результата не берется предсказать никто. В фильме элементарно отсутствует сам язык кино, камера используется лишь как инструмент для демонстрации ненужного видеоряда. Как можно говорить о свободе, когда своим фильмом ты самым диктаторским образом вынуждаешь смотреть то, что в принципе не должны были увидеть посторонние люди? Не надо подменять понятие «свобода» понятием «вседозволенность». Впрочем, те люди, которые успели попасть в кадр, смело могут пополнить свою коллекцию домашнего видео.
Более привычные, но оттого не менее приятные эмоции удалось испытать на очередном фильме из секции немецкоязычных фильмов (к слову, в этом году она чертовски хороша). Ленты, развенчивающие стереотипы конкретных государств, всегда вызывали интерес, но когда дело доходит до Швейцарии, ставки резко растут. Пришел черед картины с символичным названием «Страна мечты».
Все лгут, все изменяют, все несчастны. Лена в канун рождества узнает, что любимый муж и будущий отец ее ребенка регулярно пользуется услугами проституток. Добропорядочная гражданка и уважаемый социальный работник Юдит дает волю своим сексуальным фантазиям не в постели бойфренда, а в объятиях сурового офицера полиции. Рольф только что развелся с женой и безуспешно пытается наладить отношения с дочерью. Мария верит, что Хуан сможет избавить ее от одиночества — она не берет в расчет, что тот по-прежнему оплакивает свою скончавшуюся супругу. Пути всех героев причудливо переплетаются с судьбой Мии, девушки из Болгарии, работающей проституткой на улицах Цюриха.
Как можно заметить, фильм состоит из четырех сюжетных линий, каким-то образом соприкасающихся с пятой, самой значимой и символичной. Намного важнее здесь не конкретные события каждого из героев, а завуалированный контекст, нещадно топчущий статус Швейцарии как идеального государства. Для большинства эта страна ассоциируется с зажиточными европейцами, высоким уровнем культуры и стабильным доходом. Преступность практически сведена на нет, а после семи вечера на улицах не сыскать никого, кроме путешествующих иностранцев. Режиссер немо задает один важный вопрос: какой ценой было получено заветное благополучие? Кому-то придется принести жертву во имя чопорного швейцарского общества. Четыре человека возвращают душевное равновесие, навсегда уничтожив жизнь мигранта с Восточной Европы. Ведь самое главное, чтобы сон был спокойным, правда?

Сергей Задко 29 октября 2014
Like

Имя:
21 сентября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября) Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября)

Новый Нолан и другие новинки проката.

27 августа 2020 0 1510
Нолан - спаситель! Нолан - спаситель!

«Нолан - гений» - комментарий, который провоцирует длительную дискуссию на просторах интернета. Одни утверждают, что он наиболее...

25 августа 2020 0 961
Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

9 лучших ролей Билла Мюррея

01 сентября 2020 0 688
Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября)

Киану Ривз, новые Люди Икс и другие новинки проката.

03 сентября 2020 0 681
Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября) Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября)

Мулан, Наталия Орейро и другие новинки проката.

10 сентября 2020 0 538