Мотоциклы, ирландцы и Земля


Мотоциклы, ирландцы и Земля

В киевском Довженко-центре в рамках Envision Sound-3 прошли показы трёх фильмов в живом музыкальном сопровождении.
Envision Sound – это такая замечательная образовательная программа, организованная три года тому назад British Council для молодых композиторов из стран Восточной Европы и Центральной Азии с целью помочь им освоиться в непростом мире музыки для фильмов. Помимо профессиональных занятий учеников с ментором, в Довженко-центре для широкой публики организуется и крайне интересная параллельная программа, где музыканты вживую исполняют саундтреки к, как правило, немой в оригинале картине, демонстрирующейся на экране. В этом году было представлено три фильма.
Соль из Бонневилля, 2020, реж.: Семён Мозговой (Украина), муз.: Лука Лебанидзе, Звиад Мгебришвили (Грузия).
Такого на Envision раньше точно не было. Режиссёр будущей полнометражной неигровой картины «Соль из Бонневилля» Семён Мозговой - по его собственным словам – из всего отснятого материала смонтировал 45-минутную версию специально под конкретное живое исполнение в зале Довженко-центра. То есть, юные грузинские композиторы, поглядывая на экран, сами исполняли собственное произведение (компьютер, электрогитара и немного перкуссии) в сопровождении замечательного киевского коллектива SED CONTRA. Если честно, эксперимент вышел довольно странным. Смонтированные фрагменты излагали примерно такую историю: сначала два колоритных и симпатичных украинских мужичка гоняют на некой конструкции из преображенного до неузнаваемости советского мотоцикла ИЖ по трассе вдоль Киевского моря, затем те же мужички гоняют на той же конструкции по безумно красивой поверхности соляного озера Бонневилль (штат Юта, США), устанавливая рекорд скорости для винтажных моделей, - а потом тот же мотоцикл долго-долго едет по некой лесной дороге в Украине. В промежутках же наши герои-гонщики тепло выпивают в компании друзей и болтают о чём-то с американскими собратьями по цеху – вот, собственно, и всё. Раз эта версия была построена под музыку – тогда, наверное, весь фокус в ней? Увы, но зрителя тут тоже ждёт разочарование. Грузины честно признались, что добивались от ансамбля украинских исполнителей звука, похожего на синтезатор. Тогда подобная затея уподобляется известной истории про забивание гвоздей микроскопом – зачем же было собирать состав из целых семи без преувеличения выдающихся исполнителей из SED CONTRA, чтобы заставить их тянуть некую одну претенциозную ноту в духе минималистов 60-х лет минувшего столетия? Может, всё-таки хватило бы и синтезатора? Осталось только выразить надежду, что финальная версия «Соли из Бонневилля» обретёт некие новые смыслы и станет больше похожа на фильм. И в любом случае следует поприветствовать столь многообещающий, в принципе, эксперимент.
Человек из Арана (Man of Aran), 1934, реж.: Роберт Флаэрти (США), муз.: Уна Монаган (Сев. Ирландия), Алла Загайкевич, Сергей Охримчук (Украина).
Снятый на Ирландских островах за целых 3 года одним из отцов документального кино Робертом Флаэрти и ставший безусловной классикой победитель самого первого Венецианского фестиваля скоро почти столетней давности - «Человек из Арана» и сегодня не перестаёт поражать: КАК, чёрт подери, это сделано? Как обычно, смешав в собственной неповторимой манере игровое кино с документальным, Флаэрти, казалось бы, просто бесхитростно показывает быт некой ирландской семьи, живущей на безжизненном каменном островке – а получается какая-то героическая визуальная симфония во славу человека и природы. Фильм этот уже звукового периода – персонажи порой переговариваются, а первоначальная версия традиционно озвучивалась в кинотеатрах ирландскими песнями, однако в последнее время фильм принято сопровождать именно живым звучанием. Данное интернациональное трио музыкантов-импровизаторов просто блестяще справилось с задачей, смело дополнив неоспоримую (а, стало быть, как бы застывшую) классику новыми, порой парадоксальными оттенками. Ирландка Уна Монаган работает по большей мере в традиционном фольклоре – при помощи какой-то буквально «домашней» арфочки и смешной маленькой гармошки она очень нежно играла привычные кельтские темы. Охотно перекликаясь с Уной «по-ирландски», Сергей Охримчук как-то незаметно, без стыков «переключал регистр» на фольклор украинский - помимо привычной (и неповторимой) скрипки использовав ряд народных духовых. Но, безусловно, доминировала в этой уникальной импровизации Алла Загайкевич. Не поддавшись очевидному искусу уйти в столь заманчивые в данном случае компьютерные музыкальные ландшафты и шумы, и лишь целиком и очень к месту введя несколько щемящих украинских песен – в этот вечер Алла стала настоящим человеком-оркестром. При помощи ряда простейших инструментов и предметов она чем-то пристукивала, щёлкала, звенела, свистела, лязгала, размахивала и т.д., органично вводя все эти звуки в общий музыкальный ряд. Браво!
Земля, 1930, реж.: А.П.Довженко, муз: ДахаБраха.
Тут комментарий вообще излишен. Легенда…
Текст - Сергей Локотко

Алексей Першко 27 января 2020
Like

Имя:
21 февраля 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (30 января-5 февраля) Что в кино? Премьеры недели (30 января-5 февраля)

Два номинанта на Оскар и другие новинки проката.

30 января 2020 0 2145
Что в кино? Премьеры недели (23-29 января) Что в кино? Премьеры недели (23-29 января)

Воображаемый Гитлер, Уилл Смит и другие новинки проката.

23 января 2020 0 1858
Мотоциклы, ирландцы и Земля Мотоциклы, ирландцы и Земля

В киевском Довженко-центре в рамках Envision Sound-3 прошли показы трёх фильмов в живом музыкальном сопровождении.

27 января 2020 0 791
Независимое кино для независимых людей Независимое кино для независимых людей

Что смотреть на юбилейном Фестивале американского кино «Независимость» с 6 февраля

31 января 2020 0 706
Нэд Келли, Оскар Шиндлер и Пи Нэд Келли, Оскар Шиндлер и Пи

Что их объединяет?

20 февраля 2020 0 578