Немое возвращение. День второй

Войти через
Регистрация
 
Немое возвращение. День второй
 
Новости: Немое возвращение. День второй
Немые ночи: начало обещанного Большого Возвращения и «Ветер», переходящий в ураган.
Адъютант царя (Der Adjutant des Zaren), Германия, 1929
А вот и обещанное организаторами «Немых ночей» первое Большое Возвращение! В титрах «Адьютанта» значатся уроженец Екатеринослава (ныне Днепр) режиссёр Владимир Стрижевский (Радченко) и родившийся в Городенковском районе нынешней Ивано-Франковской области весьма примечательный актёр Александер Гранах (Ессая Шайко Гронах). Из знакомых имён присутствуют ещё, правда, и великий Иван Мозжухин с оператором Николаем Топорковым, но эти двое родились в России. Чего же ожидать от немецкого фильма с таким комплектом выходцев из бывшей Российской империи? Конечно же, развесистой шпионской мелодрамы, густо заправленной салатом a la russe в виде мундиров, аксельбантов, балов, троек, водки, слуг и т.п. Некий князь Курбский (вспоминаете известнейшую переписку прототипа с Иваном Грозным?), возвращающийся из-за рубежа в Петербург после неудавшегося сватовства, в силу стечения обстоятельств чуть ли не контрабандным путём провозит в страну очаровательную иностранку. Естественно, что вспыхивает страсть, довольно быстро и счастливо окончившаяся браком под православными иконами, вот только иностранка вдруг оказывается участницей некой террористически-революционной группировки, планирующей ни много ни мало, а убийство самого Государя-императора! В результате интриг, погонь, перестрелок и прочего злодеи, что естественно, гибнут, государь спасён, а прозорливый и строгий службист благосклонно позволяет неудавшейся террористке, столь неосмотрительно поддавшейся страстям - покинуть пределы Империи.
Фильм - настоящая антология всего того, за что мы любим немое кино. Роскошные костюмы и исполинские декорации, контрастное великолепие групповых сцен и «вазелиновая» (его наносили на стёклышко перед объективом) размытость крупных планов, гипертрофированность образов и экранных страстей и т.д. А чего стоят одни лишь гипнотически-прозрачные глаза великого Мозжухина! Немому кинематографу как никакому другому удавалось создавать ту специфическую онирическую атмосферу, ради которой люди толпами валили в мерцающий сумрак кинозалов. А в данном случае вот эту самую атмосферу яви-сновидения как нельзя лучше подчеркнул своей работой украинский саунд-дизайнер и звукорежиссёр Роман Вишневский. В своей одночастной электронной сюите Роман создал практически безупречный soundscape, где эти самые киношные gloom, blur и smooth крайне удачно воплотились в плавность струнных, загадочную солидность валторн и туб и общую расплывчатую смытость не прекращающегося ни на секунду звука. 
Ветер (The Wind, 1928), США, реж. Виктор Шёстрём.
It’s a Hardcore, Baby! (Джарвис Кокер). Ветер, ветер на всём белом свете! (Александр Блок).
Величайшей звезде немого кинематографа Лилиан Гиш в 1928-м году исполнилось 35 – ей было очевидно, что приход в кино звуковой дорожки неумолимо приведёт к концу её славной карьеры. Чтоб напоследок «хлопнуть дверью», актриса решила посвоевольничать – она настаивает на экранизации далеко не самого «киношного» романа «Ветер» Фрэнсис Марион, практически заставляет продюсеров позвать в проект двух шведов – режиссера Виктора Шёстрёма и актёра Ларса Хансона, и отправляет съёмочную группу в сердце Мохавской пустыни. По сюжету юная Летти Мейсон (героиня Гиш) вынуждена переехать жить из идиллической Вирджинии на удалённое техасское ранчо к кузену, а там… Уже в поезде ей сообщают, что непрекращающийся в этих краях ветер, как правило, сводит женщин с ума. Брат очень рад приезду Летти, но дальше начинается типическая «жесть»: неприкрытая ненависть его жены, бесконечные ветер и песок, зловещий конь-призрак, малосимпатичные претенденты на руку и сердце и всё в том же роде, что, вполне естественно, заканчивается крайне плохо. Фильм на своё время получился настолько экстремальным, что продюсеры поспешили переделать финал на более оптимистический. Картину это не спасло – её прокатная судьба всё равно оказалась провальной, разгневанная Гиш на долгие годы оставила кино, а разочаровавшийся в Голливуде Шёстрём (не без основания считавший фильм своим лучшим в Америке) и вообще вернулся в Европу.
Братья Радзецкие – единственные постоянные участники уникального в Украине музыкального коллектива Supremus – вероятно, увидели в фильме прежде всего его мощную «хардкорную» составляющую, что и определило общий характер предложенной ими мелодической трактовки. На этот раз они обогатили свой традиционный братский дуэт гитара + бас клавишами, ударной установкой и (главное!) саксофоном. В итоге виртуозный, тонкий, изобретательный и способный на исполнение практически любой сложности музыки Supremus вынесло на совершенно эсктремальные территории чернейшего (по цвету кожи музыкантов из 60-х) фри-джаза и нью-йоркского саксофонного грайндкора в духе Джона Зорна времён приснопамятного Painkiller’a. Supremus выдал, пожалуй, свою самую американскую и одну из самых экстремальных работ за последние годы – безусловно, навеянную незаурядным фильмом Шёстрёма, но, с другой стороны, и во многом его и затмившую. Безусловно передав общий дух «Ветра», музыка Supremus’a оказалась довольно далёкой от сюжетно-повествовательной структуры фильма, сознательно превратив и без того сильный киношный ветер в сносящий всё ураган. Что, впрочем, не снимает общего восторга. Браво!
Текст: Сергей Локотко 
Комментарии
 
Имя
19 июля 2018
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Немое возвращение. День третий

Вновь ветер, молчащая башня и свиньи. Фестиваль завершён.

30 июня 2018

0
649

Что в кино? Премьеры недели (21-27 июня)

Любовь против стихии, хоррор с Лив Тайлер и лучшие короткометражки года.

20 июня 2018

0
341

Немое возвращение. День первый.

Три полновесных киносеанса неоспоримой классики немого кинематографа на протяжении трёх дней в сопровождении специально созданной и...

29 июня 2018

0
315

Что в кино? Премьеры недели (5-11 июля)

Блокбастер от Marvel и другие новинки проката.

05 июля 2018

0
287

Что в кино? Премьеры недели (28 июня - 4 июля)

Призер Каннского кинофестиваля и другие новинки проката.

28 июня 2018

0
245

 



fk tw