Одесса-2014. День пятый: Типичное фестивальное кино


Одесса-2014. День пятый: Типичное фестивальное кино
Пятый день для фестиваля особенный. Наконец зрителя с головой окунули в истинно артхаузное зрелище, разобраться в котором под силу далеко не каждому.
Пока сотни отдыхающих семьями выезжают на море, журналисты с утра пораньше спешат на первый показ нового конкурсного дня. Им стала историческая драма «Поле собак» польского режиссера Леха Маевского. Стержнем повествования становятся видения поэта Адама, который в результате несчастного случая потерял свою любовь. Помимо личностных переживаний, как град сыплются и общенациональные трагедии. На дворе 2010 год, во многом переломный для Польши, потому что стране пришлось пережить массу разрушительных стихийных бедствий и смерть политической элиты в результате взрыва самолета. Единственная вещь, которая спасает Адама от забвения – «Божественная комедия» Данте. Постепенно эта книга дарует парню душевную свободу.
Признаюсь, в этом году ОМКФ как-то оттягивал тот момент, когда наконец доведется посмотреть что-то по-настоящему фестивальное. Никаких низких жанров вроде комедии или триллера. Обязательно драма, причем разыгрывается она в гордом одиночестве какой-то заблудшей души. «Поле собак» - как раз из таких. Начнем с того, что происхождение названия совершенно неясно, хотя «высокое» искусство такое обожает. Сам фильм – это какая-то энциклопедия таинственных образов, символов, намеков и полутонов. Что на самом деле все это значит, как вообще трактовать идею фильма – это так и останется в разуме у режиссера. Не верьте тем людям, которые говорят, что поняли замысел и прониклись эмоцией. Они купились на картинку, потому что все эти туманные видения на самом деле завораживают. Эту ленту можно принять как попытку сделать красивый реверанс в сторону живописи и поэзии, но анализу она не поддается. С уверенностью можно заявить, что сам Маевский не сможет до конца объяснить символику многих сцен. Их слишком много, слишком. Не нужно превращать кинематограф в болезненную фантазию одного человека.
В связи с задержкой первого сеанса времени отойти от «квинтэссенции искусства» не было, поэтому практически сразу начался второй сеанс. График определенно сработал на пользу израильской комедии «Мотивации ноль». Зоар и Даффи – лучшие подруги, служащие в администрации артиллерийской базы на юге Израиля. Даффи всей душой ненавидит свою базу и стремится перевестись в Тель-Авив. Зоар волнует совершенно другое – потеря девственности. Кроме того, она не хочет лишиться близкой подруги, поэтому всячески препятствует ее отъезду. Как же сложатся судьбы девушек?
Начнем с самого важного – фильм действительно очень смешной. В основу сценария положена беспроигрышная идея закрытого женского коллектива, который совместно переживает всяческие трудности и неурядицы. Чтобы внести разнообразия, коллектив поместили в мужское пристанище – армию, хотя фильм идею использует не полностью. Точно не помешал бы яркий персонаж от сильного пола. По большому счету, все девушки занимаются офисной работой, а всякие учения с автоматами – неплохой фон и возможность лишний раз пошутить. К тому же, режиссер почему-то решила превратить комедию в ее гибрид – трагикомедию, поэтому в сюжете будет несколько неприятных сцен, которые мало вяжутся с общей беззаботностью. Но в остальном – это просто приятный фильм, который выветрится из головы в самые короткие сроки. Поскольку голосовать надо сразу после завершения сеанса, шансы у фильма довольно высоки.
Немного отдохнув и посмеявшись, зрители переместились в другой кинотеатр, а вместе с тем и на другой показ. В этот раз – лирическая драма «Ида», снова из Польши. Сирота Анна провела детство и юность в польском монастыре. Прежде чем принять обет, девушку отправляют получить благословение от единственной родственницы – тетки Ванды. От нее Анна узнает, что она еврейка и что ее родители стали жертвами холокоста. Две женщины решают отправиться на поиски ответов, что же стало с их семьей.
Как известно, в Польше очень долго молчали о причастии к Холокосту. Когда же прозвучало официальное признание, начали выходить в свет ряд картин. Одни – осуждающие, другие – оправдывающие. «Ида» не пытается убедить зрителя в своей позиции. Прежде всего, это фильм о вере. О вере и христианском прощении. Сюжет сталкивает двух противоположней. Ида – идеалистка, молодая и безоговорочно верующая. Ванда – нигилистка, атеистка и попросту разочаровавшаяся в чем-либо святом женщина. Жизнь сводит две потерявшиеся души, которые постепенно дают волю скрытой боли и спрятанным желаниям. Визуально фильм решен так же, как и «Гуэрос» - черно-белый формат 4:3, который позволяет сделать кадр важным сам по себе, а не просто ступеньку рассказа. Как отметил сам режиссер, «Ида» – фильм не для социальной диагностики, а для сосредоточенной  медитации. 
На десерт зрителям подали довольно специфичное блюдо – романтическую комедию абсурда «Анатомия скрепки» из далекой Японии. Когуре работает на фабрике, где вручную производят скрепки. Однажды в его дом залетает бабочка, которую он великодушно отпускает на свободу. Вскоре вместо чешуекрылого в квартире обнаруживается женщина, которая говорит на непонятном диалекте. Оказывается, у нее есть отец, поэтому довольно быстро они начинают жить втроем. Но все изменится после незначительного происшествия.
На самом деле, общий замысел фильма уловить можно, если постараться. В целом же, это самая загадочная картина на фестивале. Японская культура – вещь довольно специфическая, поэтому она попросту непонятна иначе воспитанному европейскому зрителю. «Анатомия скрепки», как стало ясно со слов режиссера после сеанса, основана на традиционном восточном фольклоре. Снято все для неподкованного ума не иначе как абсурдно, а иногда и вовсе попахивало сумасшествием. Развитие событий не поддается описанию, герои ведут себя как умственно отсталые люди, а ты неловко хохочешь, потому что ничегошеньки не понимаешь. Сам режиссер признает, что никакого философского смысла в свой фильм не вкладывал, а просто хотел как-то самовыразиться, а на публичные показы особо и не рассчитывал. Хорошо, что зритель с создателем этого детища вполне солидарен.

Теги: ОМКФ
Сергей Задко 16 июля 2014
Like


Имя:
20 октября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября) Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября)

Тарас Шевченко и другие новинки проката.

23 сентября 2020 0 2456
Из Украины в Голливуд и обратно Из Украины в Голливуд и обратно

История первая: Полина Бучак

22 сентября 2020 1 1928
«ЮКИ» - история побед свободных украинцев «ЮКИ» - история побед свободных украинцев

3 декабря в отечественный прокат выходит сенсационный фильм «ЮКИ», который расскажет истории выдающихся звезд украинского происхождения,...

07 октября 2020 0 1746
Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября) Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября)

Джеки Чан и другие новинки проката.

30 сентября 2020 0 1234
Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября) Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября)

Лиам Нисон, два фильма с Александрой Даддарио и другие новинки проката.

07 октября 2020 0 712