Одесса-2014. День шестой: Надежда кинематографа Украины


Одесса-2014. День шестой: Надежда кинематографа Украины
Шестой конкурсный день ознаменовался сразу двумя важнейшими фильмами. Первый –победитель последнего Каннского кинофестиваля «Зимняя спячка», с которого зрители ОМКФ постепенно уходили, потому что хронометраж переваливает за 3 часа. Второй – долгожданная премьера украинского фильма «Поводырь», который заставил поверить в национальный продукт.
Как-то незаметно кинофестиваль перевалил за половину. Утром шестого дня зрителей потчевали очередным участником международной программы – драмой «Свидание вслепую» грузинского производства. Сандро – 40-летний учитель из Тбилиси, который все еще живет с родителями. В его однообразную жизнь врывается парикмахерша Манана, в которую и влюбляется герой. Проблема в том, что девушка замужем, а ее мужа Тэнго досрочно освобождают из тюрьмы. Судьба – штука непредсказуемая, поэтому Сандро каким-то образом становится водителем для Тэнго. И начинает сомневаться, стоит ли дальше думать о Манане.
После совершенно тоскливой «Роксаны» фестиваль продолжает радовать (или нет) лентами о бытовых проблемах обычных людей. На этот раз все немного лучше, но так же далеко от идеала. Сама история хороша тем, что вбирает в себя сразу несколько самодостаточных линий. Это несколько уплотняет развитие событий. Поскольку фильм из близкой нам Грузии, то декорации для украинцев стандартные – потрепанные высотки, полуразваленные квартиры, грязные улицы. Проблемы те же, что и у «Роксаны» - бытовуха, как известно, убивает романтику. Классические истории с криминальными авторитетами и незапланированными беременностями в любом случае утомляют, как бы жизненно не были разыграны. Фильмы «о нас и для нас» нуждаются в каком-то перерождении, потому что смотреть на сюжеты, которые уже видел сотни раз до этого, совсем не интересно.
А вот следующий показ стал одним из важнейших на всем фестивале – «Поводыря» наконец-то смогли оценить первые зрители, которые остались в безумном восторге. Начало 30-х, Советская Украина, времена индустриализации, коллективизации, Большого голода и ликвидации интеллигенции. Михала Шэмрока, американского коммуниста, который приехал в Украину строить завод, убивают. Его сына Питера спасает от преследователей кобзарь Иван Кочерга, и мальчик становится его поводырем.
Знаменитый украинский писатель Владимир Винниченко когда-то сказал, что украинскую историю невозможно читать без брома. То же самое касается и просмотра украинских фильмов. Создание практически любого проекта растягивается на неприлично долгий период, бюджеты используются часто совсем маленькие, от чего страдает актерская игра и сценарий. На премьерном показе сидишь с разочарованным лицом, потому что больно смотреть на то, что в конечном итоге наснимали. Но теперь в национальном кино появилась надежда. Имя ей - «Поводырь». Бюджет его во современным меркам совершенно смешной – 16 млн гривен, что не помешало сделать маленький шедевр. В этой ленте все на высшем уровне. Замечательный сценарий, который отображает нелегкий период из украинской истории. Прекрасная игра даже непрофессиональных актеров, которые выложились больше, чем на максимум. Обворожительная операторская работа, достойные спецэффекты, точный монтаж… И пускай во мне сейчас говорит патриот, но как же не радоваться, когда на экраны скоро выйдет действительно профессиональная работа, которую хочется показать всему миру? Зал оценил фильм феерическими аплодисментами, пожалуй, самыми бурными за все время. Искренне надеюсь, что фильм сумеет обойти «Мотивации ноль» и станет победителем международной программы. В украинской конкурентов для него попросту нет.
Под занавес зрительскому вниманию представили еще одно крупное событие – обладателя Золотой пальмой ветви этого года, драму «Зимняя спячка». Айдын, бывший актер и нынешний писатель, держит небольшой отель в центральной Анатолии с молодой женой Нигал с компексом нереализованной личности и со своей сестрой Некля, которая страдает после недавнего развода. Зимой, когда начинает идти снег, отель превращается в их убежище, который одновременно неизбежно разжигает их враждебность...
Монтажеры ленты довольно ловко вклеили в самое начало кадр, где зрителям сообщают, что перед ними не черти что, а сам великий и могучий триумфатор из Канн. Ход тщательно продуманный, потому что в случае, если зритель разочаруется увиденным, может возникнуть желание понять, что же такого нашло в этом профессиональное жюри. Все равно это не спасло «Спячку» от постепенного рассеивания зрителей, которые все покидали зал. Выдержать 3 часа 16 минут смогли только самые стойкие. На самом деле, фильм довольно претенциозный. Главные герои смотрят в пустоту и напыщенно выясняют отношения, вокруг ледяная красота зимней природы, а на фоне играют партии Шуберта. Событий в фильме нет вообще, кроме брошенного камня в начале и сожженных денег в конце (да, вот такие вот значительные деяния совершаются в фильме). Персонажи лишь много (читай, пафосно) говорят, и говорят, и говорят… Порой, диалоги превышали 20 минут экранного времени. И вот в этом весь камень преткновения: или попытаться мирно заснуть под монотонные голоса, или оценить всю глубину речей, проникнуться эмоциональным посылом. Хотя опять же, если вы ничего в них не найдете, никто не покрутит пальцем у виска. Зрелище получилось взаправду очень специфическое.

Теги: ОМКФ
Сергей Задко 17 июля 2014


Имя:
08 мая 2021
Ваш отзыв

популярные статьи


Взлёты и падения Netflix’а Взлёты и падения Netflix’а

О перспективах стриминга

21 апреля 2021 0 1677
Начало весны Начало весны

Стартуют показы онлайн-кинопрограммы «Французской весны в Украине – 2021»

23 апреля 2021 0 1492
И дома, и в кино И дома, и в кино

8-й Чилдрен Кинофест объявил программу

28 апреля 2021 0 1024
Не блокбастерами едиными Не блокбастерами едиными

Фестиваль американского кино «Независимость» состоится 13-19 мая в Киеве

29 апреля 2021 0 950
Что в кино? Премьеры недели (1-5 мая) Что в кино? Премьеры недели (1-5 мая)

Кинотеатры открываются!

30 апреля 2021 0 906