Одесса-2014. День второй: Берлинский крах


Одесса-2014. День второй: Берлинский крах
С сегодняшнего дня для любого участника кинофестиваля наступает время выбора. В одно и то же время в разных местах и залах показывают разные фильмы, поэтому нужно трезво расценивать, что стоит посмотреть в первую очередь.
Первым фильмом стал «Натюрморт» Уберто Пазолини, который успел отвоевать приз программы «Горизонты» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Это история одного неприметного человечка по имени Джон Мэй. Вот уже двадцать с лишним лет он служит в похоронном бюро, добросовестно разыскивая близких тех людей, что жили и умерли в одиночестве. Но тут, как гром среди ясного неба, новость об увольнении спустя 22 года прилежной работы. Ему предстоит закончить лишь одно дело, которое, впрочем, может изменить многое в его жизни.
Фильм совершенно не стесняется того, что открыто играет на человеческих чувствах. Здесь все под стать – поразительно грустная работа героя по поиску каких-либо родственников умерших, которые чаще всего не находятся, статичная камера, которая создает эффект замедления времени, щемящий саундтрек, предпочтительно состоящий из партий скрипки. Классические истории о «маленьких людях», которые возникли в русской литературе 20 годов XIX века, в руках британца приобретают более отчетливый экзистенциальный оттенок. Главный герой ленты живет в своем тесном мире для одного, в который боится пустить что-то новое. Только лишь понимание того, что совсем скоро все закончится, заставляет измениться. Это выражается в сущих пустяках: поехать домой на автобусе, а не на поезде, попробовать мороженое, пригласить девушку на чашку кофе.
Самая сильная сторона ленты – ее операторское решение, в котором вообще нет плавной съемки, а лишь рубленые переходы от кадра к кадру. Так ты чувствуешь, что жизнь героя фактически стоит на месте, а красок в ней, как на старой стене в разрушенном доме. Ну и конечно нельзя не отметить филигранную актерскую работу Эдди Марсана, который наконец-то на первом плане. Удивительно, но фильм к концу сумеет сломать все иллюзии о мифическом будущем, но оставить при этом щемящее чувство светлой печали.
Следующим фильмом стала «Моя прекрасная прачечная» Стивена Фрирза, показанная в рамках его ретроспективы. В центре событий – молодой пакистанец Омар, который работает на своего богатого дядю-бизнесмена Нассера, чтобы избежать отца-алкоголика. Ему отдают на попечение прачечную, которую он собирается сделать популярной вместе со своим старым другом Джонни. Со временем прачечная становится все презентабельные, а отношения друзей выходят за рамки мужской дружбы.
Как известно, лента входит в 100 лучших фильмов по версии Британского института кино. Резоны вполне понятны – фильм снят приближенно к театральной патетике, а сюжет касается актуальной на тот момент темы ассимиляции индо-пакистанских мигрантов на территории Британии и непосредственно Лондона. Сценарий затрагивает сразу нескольких волнующих тем – эмиграцию, семейный кризис, расовую дискриминацию, гомосексуализм. Их так много, что зритель элементарно теряется. Фрирзу неинтересны истоки этих проблем, он избегает их логической развязки и не балует морализаторством. Итогом этого становится тот факт, что ты просто воспринимаешь эти явления как данное, да еще и за счет общего комедийного окраса попросту не уделяешь им должного внимания. Да какой тут, когда рекордсмен по количеству Оскаров, тогда еще никому не известный Дэниэл Дэй-Льюис играет гопника-гомосексуалиста!
Но, пожалуй, самым важным событием второго фестивального дня стал показ первого претендента на «Золотой Дюк» - триллера Дяо Инаня «Черный уголь, тонкий лед». Фильм вряд ли имел столь большой интерес, если бы не совершенно неожиданная победа на Берлинском кинофестивале, да еще и Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль. Решение организаторов поставить ленту не в рамках «Фестиваля фестивалей», а в международную программу вызывало множество вопросов, которые отпали сами собой после просмотра, оставив в голове лишь один: «Берлин, вы серьезно?»
Северный Китай, 1999 год. В небольшом городке обнаруживают несколько трупов. В результате попытки поймать предполагаемого убийцу погибают двое полицейских, и один получает тяжелые ранения. Выжившего офицера отстраняют от работы, и он устраивается на завод охранником. Пять лет спустя происходит еще одна серия загадочных убийств…
Фильм отчетливо старается быть одновременно жанровым и вне жанра. Каркас у истории как у типичного детектива – следователь, который ищет загадочного убийцу и попутно влюбляется. Вот только автор играет со смешением стилей, сплетая воедино нуар с китайским соцреализмом. В результате теоретически захватывающий детектив превратился в очень специфичное и глубоко жанровое зрелище, к тому же и дико медлительное. Но если цветовое решение объясняется жанровыми предпочтениями, то как воспринимать тотально глупый сценарий? Чтобы разгадать всю интригу, понадобится совсем немного времени, но фильм упорно делает из тебя идиота и до последнего оттягивает якобы неожиданную развязку. Финал и вовсе вводит в ступор. То, что должно было стать драмой абсурда, само стало абсурдом. И никакие визуальные решения ситуацию спасти не в силах.

Теги: ОМКФ
Сергей Задко 13 июля 2014
Like



Имя:
29 ноября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Как один фильм писателя убил
эксклюзив
Как один фильм писателя убил

Vian-Fest в Довженко центре – день второй. A la noir.

29 октября 2020 0 2485
Два мира – два фокуса Два мира – два фокуса

Программа 4-й Киевской недели критики «Фокус: Украина Франция»

30 октября 2020 0 2202
 Киев. Борису Виану 100 лет.
эксклюзив
Киев. Борису Виану 100 лет.

В Довженко-центре завершился Vian-Fest.

05 ноября 2020 0 1697
Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября) Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября)

Украинский номинант на Оскар, классические сказки и другие новинки проката.

04 ноября 2020 0 1686
Что в кино? Премьеры недели (12-18 ноября) Что в кино? Премьеры недели (12-18 ноября)

Изабель Юппер, Винс Вон и другие звезды в новинках проката.

11 ноября 2020 0 1498