Дневники ОМКФ-2015. День второй


Дневники ОМКФ-2015. День второй
Второй фестивальный день ознаменовался настоящим открытием фестиваля – без красных дорожек, фотоколла и официальных церемоний, зато с вереницей чудесных фильмов. Честь стать первым программным фильмом 6-го Одесского кинофестиваля выпала ленте «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
После многих лет творческих экспериментов Андрей Кончаловский наконец возвращается к тому, что когда-то делал первым среди советских кинематографистов – фиксирует жизнь доселе малоинтересной деревни. На этот раз, правда, документальность тут лишь условная – среди реальных жителей затерялась профессиональная актриса, а настоящая жизнь все же не протекает своим чередом, а определенным образом режиссируется. Фильм ставит перед собой очевидную цель – продемонстрировать коллизию цивилизации и, если хотите, ее полного отсутствия, что в российских реалиях есть не что иное, как провинция. Жизнь здесь проходит совершенно иным образом и не поддается техническому прогрессу и вообще каким-либо вмешательствам. Главный герой фильма – почтальон Тряпицын, становится для жителей деревни последним мостом, чтобы не предаться забвению.
Образность фильма понятна, но излишне прозаична: если нужно показать разрыв вымышленной телевизионной реальности и реальности подлинной, главный герой должен смотреть по ТВ «Модный приговор», а доказательством того, что уклад деревни не нуждается в каких-то изменениях, становится взлетающая ракета за спиной абсолютно безразличных к этому факту героев. Не менее странно выглядит и ввод сюжетной линии о «чужом человеке». Ирина Ермолова играет хорошо, но в этом и кроется суть претензий. Пока остальные живут, как давно привыкли, актрисе приходится пускай и убедительно, но все же симулировать причастность к устоявшемуся образу жизни. Тем не менее, Кончаловскому не откажешь в главном: фильм получился на редкость живой, что для современного российского кинематографа явление крайне редкое.
Вторым фильмом фестивальной программы стал, пожалуй, самый неожиданный конкурсант – киберхоррор «Убрать из друзей».
Откровенно говоря, сама концепция фильма вызывала изрядную долю скепсиса. Неужели получится на протяжении полутора часов держать зрительский интерес, если весь фильм выглядит, как запись с экрана ноутбука? Оказывается, что очень даже получится, причем оторваться от происходящего не получится при всем желании. «Убрать из друзей» заставляет бояться того, что человек еще не успел до конца осознать. Речь о последствиях наших действий в Интернете. Режиссер убедительно высказывается о том, что стереть свое прошлое из Сети практически невозможно: любые наши грехи останутся в памяти писем на Gmail, фотографий в Instagram или видео на Youtube. Последнее, собственно, и становится катализатором событий всего фильма.
Кто-то выложил в сеть скандальное видео с вечеринки, что привело к суициду от невозможности перенести всего шквала негатива, оставленного сначала в комментариях, а потом перенесенного в реальную жизнь. Смерть взволновала общественность ровно до следующего клика по любопытной новости, но спустя год виновникам гибели придется столкнуться с последствиями своей жестокой шутки. Кажется, что Леван Габриадзе, сам того не ведая, создал новый тренд, которому теперь будут подражать до тех пор, пока идея коммерчески себя не изживет. Пока же мы имеем дело с прекрасно продуманным (и снятым) фильмом про то, что совсем скоро наши фотографии в социальных сетях и список друзей заменит воплощение нас реальных.
С опаской просмотрев свой список контактов на Facebook, я поспешил на следующий показ. Пожалуй, одной из самых ожидаемых премьер стала сатирическая комедия «Лобстер» Йоргоса Лантимоса.
Англоязычный дебют греческого режиссера не изменяет авторским установкам: абсурдистская антиутопия в тусклых тонах на этот раз препарирует институт семьи, а точнее предшествующий тому этап – человеческие попытки обрести спутника жизни. Режиссер выстраивает удивительно аллегоричный мир будущего, где одиноких людей отправляют в специализированный Отель. Новоприбывшие обязуются найти себе пару в течение 45-и дней, иначе будут превращены в животное на свой выбор. Главный герой, как можно догадаться, желает стать лобстером, потому что они живут до 100 лет и могут спариваться вплоть до своей смерти. Всех животных потом отправляют в Лес, где живут Одиночки – те, кто отвергают установки быть в паре. Если в Отеле нельзя ничего, кроме поиска пары, то в Лесу напротив, можно все, но только не строить отношения.
Загоняя персонажей в очевидно сюрреальные локации, Лантимос удивительным образом не лишает их тепла и проникновенности, что оставляет место сопереживанию. Острая сатира на устоявшийся годами уклад поиска партнера, а в фундаментальном представлении и самой любви, потерявшей былое значение, тем не менее, оставляет место этой самой любви. Пускай и выражается она в том, что вы двое близоруки, потому и понимаете друг друга.
Завершить второй конкурсный день, как и полагается, нужно было представителем основной конкурсной программы, поэтому датский «Бридженд» стал идеальным кандидатом.
В основу фильма взята чудовищная статистика одного графства на юге Уэльса, где в период с 2007 по 2012 год официально зарегистрировано 79 самоубийств среди подростков. Режиссер принимает неожиданное решение и реальный факт поддает художественному преображению, то есть, вместо прямолинейной документалистики, пытается прежде всего воссоздать настроения, поддерживаемые здешними жителями. Формализм картины ставится во главе всей конструкции: форма довлеет над содержанием, но выбор этот вполне оправдан. Используя привычный для сценарного искусства прием «новый человек в устоявшемся коллективе», Йеппе Ренде максимально доступно пытается раскрыть эмоциональную сторону вопроса, поскольку рациональному объяснению события не поддаются, что доказали безуспешные полицейские допросы и разговоры с психологами. Смерть здесь если не романтизируется, то как минимум приукрашается операторской работой и общей эстетикой «упаднического флера молодости». Тем не менее, эффект это производит прямо противоположный: после просмотра мысль о самоубийстве вызывает какое-то чувство первобытного страха. А что это, если не победа жизни над смертью.
Теги: омкф
Сергей Задко 12 июля 2015
Like

Имя:
25 мая 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Конец эпохи Конец эпохи

Показ восьмого сезона «Родины» (Homeland) состоялся, и это значит, что сериал, который девять лет держал съемочную группу и верных зрителей...

02 мая 2020 2 852
Драмы, которые заставят вас плакать. Драмы, которые заставят вас плакать.

Есть ли у человека что-то важнее семьи? Все мы нуждаемся в самореализации или карьере, но родных людей не заменит ничто. Поэтому в...

15 мая 2020 0 446